Археологи сравнили граффити вокалиста Sex Pistols с рисунками в пещерах 17-тысячелетней давности, сообщает The Times. В середине 70-х Джонни Роттен рисовал на стенах грязной квартиры в центре Лондона, где обитали его товарищи по группе и водились крысы, поясняет журналист Бен Хойл.
"В 1977 году Роттен возмутился тем, что товарищи сделали ремонт. Он вооружился фломастером и размалевал три стены. Себя он нарисовал с гнилым зубом во рту, коллег по команде - в нелестном маскарадном обличье, а подругу Сида Вишеза Нэнси Спанджен в образе голой "нянюшки Спанджер", - пишет газета, напоминая, что этот эпизод пришелся на пик популярности Sex Pistols. Теперь квартира принадлежит магазину Vintage and Rare Guitars, граффити бережно сохраняются.
Комната с рисунками Роттена - "историческое место", имеющее большое значение для археологии, утверждается в статье в свежем номере авторитетного научного журнала Antiquity. Статью написали археологи Джон Шофилд и Пол Грейвс-Браун.
Современные граффити можно рассматривать так, как мы изучаем наскальную графику, например, в пещере Ласко во Франции, включенной в список ЮНЕСКО, отметил Шофилд в интервью газете. "Рисунки в Ласко - весьма красноречивое выражение культуры, о смысле которой даже никто не размышлял, пока эти рисунки не открыли. Граффити на Денмарк-стрит - красноречивое выражение философии, стоящей за панк-движением. Мы и не подозревали, что такие памятники вообще дошли до наших дней", - сказал археолог.
На Денмарк-стрит, в репетиционном зале этажом ниже квартиры, Sex Pistols записали ранние версии своих знаменитых вещей, в том числе Anarchy in the UK и Pretty Vacant. О граффити Шофилд и Грейвс-Браун (кстати, они оба - фанаты Pistols) впервые узнали от некого слушателя, который позвонил в передачу канала BBC Radio 6 Music. Ученые провели детальный анализ содержания и культурного контекста рисунков.
Поразительно, что граффити Роттена уцелели, отмечает Шофилд. "Панк-культура всегда слыла культурой кочевников. Люди жили в сквотах и на дешевых квартирах, тусовались на улице, ездили на метро", - поясняет он. Материальных памятников почти не осталось, если не считать обложек дисков, афиш и одежды.
Рисунки также интересны как образчик внутренних раздоров в группе, добавил Шофилд. Барабанщик Пол Кук рассказал в интервью в 2007 году, что вместе с гитаристом Стивом Джоном сделал ремонт. "Тут пришел Джон, сказал: "Не нравится мне это, шик какой-то развели" - и достал фломастер", - вспоминает Кук. Шофилд и Грейвс-Браун заключили, что рисунки - попытка Роттена утвердить свою власть в Sex Pistols.
Авторы статьи заключили, что рисунки Роттена в значительной мере вдохновлены политическими карикатурами Джеймса Гиллрея (Англия, XVIII век) и Оноре Домье, а также комиксами Лео Баксендейла. Сатирические изображения товарищей по группе - свидетельство трений, которые вылились в распад группы.
В то же самое время Шофилд не считает, что граффити Роттена надо официально объявить памятником истории и запретить их закрашивать. "Нехорошо, если истеблишмент будет беречь памятник людям, которые были последовательными противниками истеблишмента", - поясняет он. Лучше всего, если бы кто-то пришел и намалевал свои граффити поверх - оставил свой след, считает археолог.