Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 октября 2002 г.

Владимир Егоров | Süddeutsche Zeitung

Не надо бояться Калининграда

С Советом Европы, который в четверг и пятницу проведет в Брюсселе заседание, мы связываем в Калининграде большие надежды. На этом заседании должна быть определена позиция Совета Европы на предстоящем в ноябре саммите Россия - ЕС. Речь идет о насущной теме, тем более что с нашей точки зрения Европейский союз до сих пор действовал не слишком конструктивно, когда речь заходила о смягчении проблемы Калининграда. Конкретные предложения, которые выдвинул президент России Владимир Путин, не встретили в ЕС понимания. В ответе европейцев не было ничего нового.

Европейский союз по-прежнему настаивает на обязательных визах абсолютно для всех граждан России, которые поездом или на машине едут в Калининград или из него. Хотя почти миллиону калининградцев обещан упрощенный вариант пересечения границы. Облегченный транзит должен быть гарантирован особым документом. Однако он ? как его ни назови ? в сущности ничего не меняет: чиновники из других стран присвоили себе право решать, кто может путешествовать из одной части России в другую.

Мне кажется, что ЕС руководствуется не фактами, а вымыслами. Так, к примеру, там боятся, что из российского анклава для "цивилизованной Европы" исходит угроза СПИДа, туберкулеза и наркомании. Однако анализ показывает, что ситуация находится под контролем. Относительное число наркозависимых в Калининграде не выше, чем в Париже или Лондоне. То же касается и преступности: по этому показателю область вполне сравнима со своими соседями Польшей и Литвой, кандидатами на вступление в ЕС.

Экономика Калининграда развивается в ускоренном темпе. Ее рост в течение первых восьми месяцев этого года ? один из самых быстрых в России. Успешно реализуется программа по развитию Калининградской области до 2010 года, которая в масштабах страны относится к приоритетным направлениям. Мы очень беспокоимся о модернизации инфраструктуры ? прежде всего, путей сообщения, которые связывают Калининград с основной частью страны, но также и с соседними западными странами.

Железная дорога остается по-прежнему самым доступным средством передвижения для большинства калиниградцев. Именно поэтому транзит по железной дороге имеет для нас первостепенное значение. Однако ввиду нашего положения центральное правительство даже вышло с проектом об увеличении количества авиарейсов. Кроме того, с января 2003 года между городом Балтийск в Калининградской области и Санкт-Петербургом будет курсировать паром.

Одним словом, наш регион открыт для инициатив. Мы хотим максимально либерализовать нашу экономику, уже сейчас в Калининградской области имеется 2000 совместных предприятий. Мы связываем серьезные надежды с готовящимся законом об "особых экономических зонах". Кроме того, мы надеемся, что намерения российского президента превратить Калининград в "регион сотрудничества", это не пустые слова.

Исходя из всего вышеизложенного действительно тяжело понять страхи европейских политиков. Скорее, возникает впечатление, что некоторые из них хотят или даже способствуют возникновению ситуации, где бы Калининград постепенно отходил от России. Обязательные визы ? это один из инструментов для достижения данной цели. Громогласно утверждается, что из поездов, идущих в Калининград, будут бежать люди, чтобы через Польшу или Литву пробраться в рай Евросоюза. Да, такое случалось. Но в прошлом году литовские власти зарегистрировали всего 18 таких беглецов.

Как губернатор, я категорически против виз для лиц, которые едут транзитом через Литву автотранспортом. В конце концов, Россия готова представлять литовским органам власти поименные списки пассажиров, которые проезжают через литовскую территорию. Водителей (в прошлом году их было около 550 000) можно было бы снабдить магнитными карточками, которые они должны предъявлять в месте пересечения границы. Россия готова также к подписанию договора с Литвой, на основании которого граждан России, которые нелегально остаются в Литве, можно было бы высылать.

Я не виню литовцев в том, что вопрос транзита до сих пор остается нерешенным. Как президент Валдас Адамкус, так и глава правительства Альгирдас Бразаускас неоднократно повторяли мне, что они согласны с продлением режима безвизового транзита. Следовательно, Россия должна договариваться об этом только с ЕС.

Западные политики должны наконец образумиться. По моей информации, уже четыре государства ЕС ? Франция, Италия, Испания и Греция ? поддержали предложения России о продлении режима безвизового транзита с Калининградской областью. Также британский премьер-министр Тони Блэр на недавних переговорах в Москве с Владимиром Путиным согласился с этим. Теперь вопрос звучит так: что скажет Германия?

Каков бы ни был результат, мы в Калининградской области не можем исключать наихудшего развития. Для калиниградской экономики тогда снова наступят тяжелые времена. Только из-за введения виз для поездок в Польшу областной бюджет может потерять 2 млрд рублей. Однако нельзя забывать, что убытки грозят не только российскому анклаву. Согласно статистике, граждане Польши и Литвы ездят в Калининград в четыре раза больше, чем калининградцы в эти страны.

Владимир Егоров ? губернатор Калининградской области. Раньше он был командующим Балтийским флотом.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru