По мнению Кэролла Богерта, "человека номер два в Human Rights Watch", американские власти сознательно игнорируют озабоченность правозащитников по поводу ситуации с гражданскими свободами и правами человека в Ираке и на базе Гуантанамо.
- Выражая тревогу по поводу ситуации в Ираке, вы также отмечаете нарушения, происходящие в Гуантанамо. (В опубликованном в среду докладе Human Rights Watch с тревогой отмечается, что американские военнослужащие в Ираке пользуются практически абсолютной безнаказанностью. - Прим. ред.) Получаете ли вы ответы от администрации Буша?
- Нас принимают на самом высоком уровне, в частности в Госдепартаменте, где лучше всего сознают всю пагубность последствий этих посягательств на права человека. Но мы наталкиваемся на стену. Кроме нескольких сюжетов - например, защита христианских меньшинств на юге Судана, за которую ратуют правые американские религиозные фундаменталисты, - администрация Буша считает эти вопросы второстепенными, поскольку они не влияют на настроения электората.
"Правовая черная дыра", которую представляет из себя военно-морская база Гуантанамо (где до сих пор содержится более 600 предполагаемых террористов, лишенных всякой возможности пользоваться услугами адвокатов - Le Temps), вызывает у общественности вопросы, но Белый дом и Пентагон притворяются глухими.
Их выступления по поводу прав человека, наоборот, сводятся к воспеванию войны с терроризмом и военной интервенции против Ирака. По мнению Джорджа Буша и его советников, Америка послужила делу защиты прав человека, свергнув афганских талибов и режим Саддама Хусейна. Они считают себя истинными защитниками свобод.
- Даже проблемы, возникшие в Ираке, не способствовали осознанию серьезности положения?
- Кое-что начинает меняться. Поручив своему советнику по национальной безопасности Конди Райс курировать иракское досье, Джордж Буш начал дезавуировать Дональда Рамсфельда, сторонника "сильной руки". Настроения населения также меняются.
Как ни парадоксально, вступление в силу "Акта о патриотизме", позволяющего арестовывать и лишать свободы лиц, подозреваемых в терроризме - причем в условиях беспрецедентной секретности, - заставило "проснуться" многих американцев, не желающих, чтобы их свободы приносились в жертву соображениям безопасности.
Human Rights Watch сталкивается с двумя явлениями. С одной стороны, после 11 сентября 2001 года многие наши спонсоры отвернулись от нас. С другой стороны, появились другие, желающие нам помочь. Америка не так однозначна, как ее правительство.