Уже несколько дней в четырех тюрьмах Франции проводится что-то вроде проездки лошади перед бегами. С понедельника 107 жандармов и 66 полицейских трудились над тем, чтобы к исходу среды собрать образцы ДНК у 1300 осужденных, чтобы пополнить Национальную базу генетических отпечатков (FNAEG). "Этот тест должен помочь выяснить, при каких условиях данный метод может быть распространен с целью ускорения модернизации банка данных", - заявило в начале недели министерство внутренних дел, которое приложило все усилия, чтобы разрекламировать эту операцию в прессе.
Проволочки
Слово "модернизация" в данном контексте выглядит легким эвфемизмом: речь идет о том, чтобы довести число генетических профилей, которых на сегодняшний день собрано всего около 11 тысяч, до 400 тысяч! Именно такую задачу поставил глава МВД Николя Саркози, который намерен покончить с политическими, административными и техническими проволочками, тормозящими создание FNAEG.
"Мы должны перейти от стадии ремесленничества к индустриальной эпохе", - заявили вчера в министерстве внутренних дел, которое сейчас изучает возможности привлечь частные лаборатории к идентификации новых генетических отпечатков.
Анализ проб ДНК, взятых за последние дни, будет проведен в государственных полицейских лабораториях Лилля, Бордо и Тулузы, в Институте криминалистики национальной жандармерии Росни-сюр-Буа (департамент Сен-Сен-Дени), а также в одном из частных медицинских учреждений.
Результаты анализов будут переданы в управление Научно-технической полиции (Организационно входит в центральную дирекцию уголовной полиции. - Прим. ред.) в Экюйи (департамент Рона), где до конца декабря планируется разместить центр FNAEG.
Генетический банк данных был создан во Франции в 1998 году, после серийных убийств, совершенных Ги Жоржем. В первое время речь шла о том, чтобы создать банк генетических профилей лиц, осужденных за преступления и правонарушения на сексуальной почве, а также биологических следов, найденных на местах преступлений.
В ноябре 2001 года, в соответствии с законом Даниэля Вайяна "О бытовой безопасности", сфера действия FNAEG была распространена и на другие преступления, такие, как "акты терроризма и варварства". По закону Саркози "О внутренней безопасности" от 18 марта 2003 года генетические отпечатки берутся и у лиц, подозреваемых в совершении определенной категории правонарушений.
Закон предполагает уничтожение отпечатков, "когда хранение больше не представляется необходимым". По мнению Доминика Бареллы, президента Профсоюзного объединения магистратов, "существует опасность занесения в базу данных лиц, заподозренных по доносам, которые впоследствии окажутся необоснованными.
Не следует забывать, что в полиции работают люди, которые могут совершать ошибки".
С понедельника по меньшей мере 18 заключенных отказались сдавать образцы ДНК. По закону Саркози им за это грозит наказание в виде двух лет тюрьмы и штраф в размере 20 тысяч евро.