10 вопросов к заместителю генерального секретаря "Хезболлах" Шейху Наиму Кассему
Хотя Соединенные Штаты, Израиль, Канада, Австралия и другие страны называют организацию "Хезболлах", базирующуюся в Ливане, террористической, она близка к завершению крупной сделки по обмену заключенными со своим главным врагом - Израилем. В рамках этой сделки в обмен на похищенного израильского бизнесмена Эльханана Танненбаума и выдачу тел трех израильских солдат должны быть освобождены несколько сот ливанцев, палестинцев, сирийцев, иорданцев и тунисцев, находящихся в израильских тюрьмах.
Акция такого масштаба повысит авторитет "Хезболлах" в арабском мире, который нуждается в героях. Во время встречи с корреспондентом Time Джеймсом Граффом в засекреченном строении на юге Бейрута заместитель генерального секретаря "Хезболлах" Шейх Наим Кассем отказался обсуждать подробности этого обмена, однако заявил, что его организация станет центральной осью в кипящем котле ближневосточных конфликтов от Палестины до Ирака.
- Почему "Хезболлах" не нанес ответный удар, когда израильтяне подвергли бомбардировке предполагаемый террористический тренировочный лагерь в Сирии, которая является вашим партнером?
- Мы выступили с заявлением о том, что Ливан будет следить за развитием событий в Сирии. Шарон повергает весь регион в бездну. Конечно, если подобная агрессия повторится, без ответа она не останется. Шарон будет не в состоянии предсказать последствия. Люди в южном Ливане говорят, что устали от конфликта между Израилем и палестинцами, который разворачивается прямо у них под окнами. Мы полагаем, подавляющее большинство ливанцев хотят, чтобы мы освободили их землю и добились освобождения Палестины. Мы продолжим эту битву до тех пор, пока в Палестине будет Израиль.
- После вывода израильских сил из южного Ливана в мае 2000 года под оккупацией остается только небольшой ливанский район Ферм Шебаа - незаселенная территория вдоль смутно намеченной границы между Ливаном и Сирией. Не правда ли, это не та причина, чтобы воодушевлять ливанцев на борьбу?
- Причина для сопротивления не исчезла после 2000 года, она усилилась. Ливанцев интересует не размер Ферм Шебаа, а масштаб ежедневной угрозы со стороны Израиля. За последние три года было зафиксировано 8100 нарушений ливанского воздушного пространства. (Считает на калькуляторе.) Получается в среднем 7 за день.
- Какое значение имеет ваше сопротивление для Южного Ливана?
- Примеров тому много. Когда ливанское правительство в прошлом году начало выкачивать воду из реки Хасбани, которая протекает и по территории Израиля, израильтяне пригрозили нанести удар по водозаборным установкам, чтобы прекратить их работу. И если бы израильтяне не боялись нашего сопротивления, они осуществили бы свои угрозы. Мы однозначно имеем влияние на Израиль. Каждые несколько дней израильские чиновники делают какое-нибудь заявление о намерении уничтожить "Хезболлах" на корню.
- Как влияет на "Хезболлах" американское давление, оказываемое на Иран и Сирию?
- Мы не считаем нынешнее давление со стороны Америки или Израиля чем-то особенным. Оно чувствуется каждый день. Для нас это нормально. На нас не влияет давление на какие-либо другие страны. У "Хезболлах" есть свои претензии к израильской агрессии. Никто не может приказать нашей организации смириться с израильской оккупацией. Мы намерены освободить нашу землю, независимо от того, насколько высокой будет цена.
- Нанесли ли ущерб война в Ираке и дипломатическое давление потоку оружия из Сирии и Ирана?
- "Хезболлах" не страдает от нехватки оружия. Его можно купить на черном рынке, можно получить с Запада, можно достать даже американское оружие. Кроме того, количество оружия - это не самое главное. Есть такие, у кого оружия гораздо больше, чем у нас, однако их действия не столь эффективны. Наша сила имеет другую опору.
- В Ираке Муктада аль-Садр, молодой необразованный сын верховного аятоллы Мухаммеда Садика аль-Садра, поднимает шиитов на сопротивление. Другие духовные шиитское лица выступают против него. Кого поддерживает "Хезболлах"?
- Когда режим Саддама уничтожил отца аль-Садра (в 1999 году), возможности для чистой передачи власти не было. Люди последовали за его сыном, который был его наследником. Он представляет одну из многих шиитских групп в Ираке. Мы хотим, чтобы американские оккупанты вывели свои силы из Ирака, и требуем, чтобы иракский народ выступил против них. Но вопрос о том, как выражать собственные интересы - это дело самих иракцев. Мы не вмешиваемся.
- В последние годы вашим призывам к созданию исламской республики в Ливане ("Хезболлах" заседает в ливанском парламенте) не давали звучать очень громко.
- Мы уверены, что исламская республика - лучшее, что нужно этому народу, однако мы не можем создать ее, пока не согласится ливанский народ. Само устройство Ливана не позволяет создать такое государство, по крайней мере в ближайшем будущем. Мы считаем, что должны защищать эту позицию, но только путем диалога, а не с помощью силы.
- Америка и Израиль, среди прочих, считают, что ваш любимый метод - это не диалог, а терроризм.
- "Хезболлах" находится в состоянии обороны, а не наступления. Израиль совершает такие поступки, которые укрепляют волю всех арабов. Убивая детей и разрушая дома, израильтяне ставят тех, кто не хочет сражаться, в ситуацию, когда им приходится это делать.
- Но "Хезболлах" остается основной мишенью американской войны с террором.
- Нет никакой реальной войны с террором. Есть желание Америки захватить контроль над экономикой и политикой всего региона. Кто поддерживал "Талибан"? Кто поддерживал Саддама в борьбе с Ираном? Все проблемы в этом регионе проистекают из американской поддержки Израиля.