В письме, которое министр обороны США Дональд Рамсфельд на прошлой неделе направил высокопоставленным сотрудникам министерства обороны, говорится, что у Соединенных Штатов пока нет мерила для оценки успехов в войне с терроризмом, что Америка еще не достигла по-настоящему значимых результатов в борьбе с "Аль-Каидой" и другими террористическими группами и что США предстоит долгая и тяжелая работа в Ираке и Афганистане.
Несмотря на оптимистичные заявления администрации Буша, письмо, направленное высокопоставленным подчиненным Рамсфельда, говорит о значительных сомнениях по поводу успехов в борьбе с терроризмом. Рамсфельд заявляет, что невозможно быстро трансформировать Пентагон для эффективного ведения войны против терроризма и что, вероятно, для этого может понадобиться какая-то новая организация.
Содержание письма, которое идет вразрез с традиционными, главным образом позитивными, публичными выступлениями Рамсфельда, дает одну из самых откровенных и трезвых на данный момент оценок того, как высокопоставленные представители администрации видят продолжающуюся уже два года войну с терроризмом. В нем говорится, что многое еще предстоит сделать, и поднимается ряд глубоких вопросов, но высказывается мало конкретных предложений.
"Мы выигрываем или проигрываем в глобальной войне с терроризмом?" - спрашивает Рамсфельд в своем написанном 16 октября письме. Войне, которая идет, если цитировать министра обороны, "с переменным успехом" в том, что касается борьбы "с Аль-Каидой", "с умеренным прогрессом" в том, что касается поиска представителей верхушки бывшего иракского режима, и "немного более медленным прогрессом", если говорить о задержании лидеров талибов. "Неужели наше сегодняшнее положение таково, что, чем упорнее мы работаем, тем дальше откатываемся назад?" - пишет он.
Пресс-секретарь Пентагона Лоренс Дирита отказался комментировать письмо, но сказал, что для Рамсфельда характерна постановка глубоких вопросов с целью начала откровенной дискуссии.
Среди других замечаний Рамсфельда, содержащихся в его двухстраничном письме, следующие.
Соединенные штаты "только начинают" бороться с иракской террористической группой "Ансар аль-Ислам".
Война стоит огромных расходов. "Соотношение цена/результат - не в нашу пользу! Мы тратим миллиарды, в то время как террористы тратят миллионы".
Послевоенная стабилизация очень сложна. "Вполне ясно, что коалиция, так или иначе, может одержать победу в Афганистане и Ираке, однако это будет длинный и сложный путь"
Письмо было направлено генералу Военно-воздушных сил, главе Объединенного комитета начальников штабов Ричарду Майерсу, заместителю министра обороны Полу Вулфовицу, генералу ВМС заместителю главы Объединенного комитета Питеру Пейсу и Дугласу Файту, заместителю министра обороны по вопросам оборонной политики.
В письме Рамсфельд задается вопросом, достаточно ли быстро министерство обороны приспосабливается к борьбе с террористами и не нужно ли Америке создать специальный фонд, который бы направлял радикальные исламские школы на более умеренный курс.
Рамсфельд говорит, что эти школы, известные под названием медресе, пекут новых террористов быстрее, чем Соединенные Штаты ловят или уничтожают их.
Письмо - это не политическое заявление, а инструмент для начала дискуссии. Оно подчеркивает характерную черту Рамсфельда - одну из его самых сильных сторон, как говорят его сторонники, - а именно, требование от подчиненных постоянной переоценки проблем.
Письмо побуждает наиболее видных советников Рамсфельда по новому воспринимать войну с терроризмом в момент, когда многие озабочены семимесячной войной в Ираке.
На публике администрация Буша высказывала оптимизм по поводу войны с терроризмом. Так, министр юстиции Джон Эшкрофт заявил, что две трети лидеров "Аль-Каиды" уже схвачены либо уничтожены.