Последний диктатор Европы властвует меньше чем в тысяче километров от Берлина. Страна граничит с Европейским союзом. Александр Лукашенко только что продавил изменение конституции, и теперь он может позволить себе "избираться" неограниченное число раз. Лукашенко уже несколько лет требует подгонять итоги выборов и референдумов под заказанный им результат.
Правитель из Минска, одержимый стремлением к абсолютной власти, добровольно никогда не уйдет. У него сильная воля, он ловок, в общем, темная личность. Когда-то он признался, что высоко ценит порядок, установленный Гитлером. То, что по сути он почти ни на что не способен, то, что его эскапады и приступы бешенства выглядят смешными, давно привело Запад к тому, чтобы отмахнуться от него, как от сумасшедшего.
Но эта оценка не верна. Лукашенко - это не Саддам Хусейн или Слободан Милошевич, которым он помогал до последней минуты. Для поддержания своей власти ему не нужно было пытать, арестовывать и убивать сотни людей. До сих пор благодаря агрессивной пропаганде ему удавалось воздействовать на народ, подавлять слабую оппозицию и душить в зародыше зачатки гражданского общества.
При помощи пионерской и комсомольской организаций, а также обязательного изучения такого предмета, как "государственная идеология", бывший председатель крупного колхоза продолжает дело Ленина. У него получилось что-то вроде Кубы в Европе, квазикоммунистическое государство, которое может оказаться на обочине истории европейского континента.
На совести у Лукашенко гораздо больше, чем желает замечать Запад. Он поддерживает тесные отношения с государствами, подозреваемыми в поддержке терроризма; много вопросов вызывает белорусская торговля оружием. В белорусском народе он породил атмосферу страха и апатии. Он бросает в тюрьму оппозиционных политиков и предпринимателей, десятками запрещает неправительственные организации и не останавливается перед закрытием школ и институтов, которые, как Минский европейский гуманитарный университет, ориентируются на Запад.
Наконец, он несет ответственность за убийство оппозиционных политиков Виктора Гончара и Юрия Захаренко, по крайней мере, он воспрепятствовал расследованию их убийств. Исчезли также бизнесмен Анатолий Красовский и журналист Дмитрий Завадский.
Как следует Европейскому союзу вести себя с "избранным" диктатором, который находится у самого его порога? Попытка постепенной демократизации Белоруссии провалилась. Лукашенко не выполнил ни одного своего обещания. Поэтому Брюссель и Вашингтон на самом высоком уровне, вплоть до министерского, прекратили все контакты с режимом.
Это правильный шаг, однако он не устраняет противоречивости политических целей в отношении страны. Поскольку Запад не может отказаться от официальных контактов, он предпочитает поддерживать в Белоруссии те группы, которые выступают за демократию и гражданское общество. Хотя действия Лукашенко становятся все более жесткими, такие силы еще имеются.
Запад ориентируется, прежде всего, на молодое поколение. Белорусы на примере своей истории, побывав под литовским и польским, под страшным российским, советским и немецким игом, научились приспосабливаться, что было для них стратегией выживания.
Однако распространенные на Западе разговоры о "мистических связях" между народом и его вождем отвратительны и недейственны. Системы тоталитарного характера имеют инерционный потенциал, позволяющий им существовать десятилетиями.
Из-за того, что Лукашенко всего 50 лет, нельзя полагаться на то, что все решится со временем. Кроме того, ситуация в Белоруссии имеет значение и за ее пределами. Для России она является чем-то вроде полигона. Единодушный парламент, подавление оппозиционных средств массовой информации, урезание автономии регионов - все эти российские начинания сначала воплощались в жизнь ее младшим славянским братом. Многие силы в московском руководстве желают для России изменения конституции а-ля Лукашенко. Но "белорусская" Россия может иметь для Запада непредсказуемые последствия.
Возможности влияния Европейского союза на ситуацию в Белоруссии, не исчерпаны. Главам государств и правительств, а также министрам иностранных дел давно следовало занять четкую позицию. Если Лукашенко после его последней выходки захочет еще больше закрутить гайки, передоверять эту задачу ОБСЕ или Еврокомиссии нельзя.
Первым делом европейские правительства и, прежде всего федеральный канцлер, должны использовать свои хорошие отношения с российским президентом Путиным, чтобы добиться изменения позиции Москвы, объяснить ему, что поддержка Лукашенко не идет на пользу его отношениям с ЕС.
У режима Лукашенко есть слабые места. Примером тому служит выявление Советом Европы случаев исчезновения политиков - грек-киприот Христос Пургуридес представил в связи с этим обширный доклад. Президентскую команду заставил понервничать и запрет на въезд в Европу для основных подозреваемых из окружения Лукашенко.
Также целесообразно исследовать происхождение личного состояния диктатора. Говорят, что его стоимость исчисляется сотнями миллионов долларов, которые были получены, например, на нелегальной торговле оружием. Решающим остается вопрос, как обеспечить население всесторонней информацией, в частности, из-за рубежа.
Для будущего страны без Лукашенко важно получить ответ на вопросы "Кто вместо него?" и "Что потом?" Дать их должны сами белорусы, но помочь им в этом мог бы западный интеллектуальный план Маршалла. Все это требует материальной помощи, но, прежде всего, наличия для этого политической воли. Если Европа ее не проявит, цена может сильно возрасти.