Скоро уже год, как в московском СИЗО "Матросская тишина" находится один из самых богатых людей России. Шум, который в свое время был поднят западными СМИ, быстро утих - благодаря российской нефти.
Когда год назад самолет, на борту которого находился российский нефтяной магнат Михаил Ходорковский, приземлился в аэропорту Новосибирска, его уже поджидали агенты ФСБ. Люди в масках взяли штурмом частный самолет и схватили его пассажира. С тех пор самый богатый россиянин находится в московском СИЗО "Матросская тишина".
Арест был заказом "сверху"
Шум тогда подняли бизнесмены, оппозиция и западные средства массовой информации. Прокуратура обвинила бывшего главу крупнейшего российского экспортера нефти, концерна ЮКОС, в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве при приватизации комбината по производству минеральных удобрений, которая прошла в 1994 году. Однако для критиков Кремля было очевидно, что его арест был заказом, поступившим с самого верха: нефтяного магната подвели его политические амбиции.
Ходорковский пытался оказать влияние на работу парламента над налоговым кодексом. Одновременно он финансировал оппозиционные партии, от коммунистов до демократов. Путин хотел уничтожить Ходорковского как соперника, говорит Мария Липман из московского отделения Фонда Карнеги.
Кремль восстановил полный контроль
На суде Михаил Ходорковский говорил о "неуклюжих попытках" возложить на него вину за ошибки, допущенные в законах о приватизации, действовавших в 90-е годы. В промышленных кругах никто не сомневается в том, что ни один российский олигарх не построил свою империю строго в соответствии с законом.
Урок, преподанный Ходорковскому, лишил других магнатов желания выступать на политической сцене. "Испуганная экономика больше не будет финансировать политические инициативы, если Кремль не даст им на это зеленый свет", - подчеркивает Липман. Кремль установил полный контроль над политической деятельностью в стране, продолжает она. Из страха прогневить власть никто не говорит даже о таких проблемах, как рост коррупции.
Процесс вызвал недоверие к государственной власти
С середины июня идет процесс против Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева. "Суд еще более усилил недоверие к государству", - говорит Липман. В настоящее время еще проходит допрос свидетелей, но для народа процесс уже стал синонимом нечестного судопроизводства и вмешательства государства в дела правосудия. При этом большинство россиян в глубине души не испытывает большой симпатии к бывшему главе ЮКОСа. Наоборот, жесткие действия в отношении тех, кто выиграл от приватизации, пользуются популярностью.
В случае осуждения Ходорковского ему грозит до десяти лет лагерей. Прогнозы о том, когда и чем закончится процесс, делать в Москве никто не решается. При этом все уверены, что все нити находятся в руках Кремля. Однако сигналы, поступающие сверху, слишком противоречивы, чтобы понять, в каком направлении будут развиваться события. Путина всегда волновала стабильность и предсказуемость России, говорит Липман. "Но процесс против Ходорковского разрушил этот его имидж".