Он объездил страну вдоль и поперек, объясняя полякам, что либеральные концепции не вступают в борьбу с солидарностью и что новые реформы, более открытая для рынка экономика и введение flat tax - единого налога - не будут способствовать углублению разрыва между богатыми и бедными, а сделают Польшу более сильной, открытой, конкурентоспособной и помогут вернуть на родину 2 млн поляков, которые нашли работу в Англии и в Ирландии. Примером для подражания для Дональда Туска, лидера "Гражданской платформы", является Маргарет Тэтчер, "которая умела упорно идти против течения и могла ждать 20 лет, чтобы убедить собеседников в правильности собственных идей".
Высокий, худощавый, крайне общительный (Мануэла Гретковска, известная писательница, назвала его самым сексуально привлекательным польским политиком), он использовал опыт собственных ошибок, допущенных в ходе проигранной Леху Качиньскому два года назад президентской гонки.
И он неустанно повторял: "Я не сын дьявола", - где слово "дьявол" означало "либерализм", термин, ненавидимый большей частью поляков, пренебрежительный эпитет, при помощи которого можно разделаться с соперниками, которые характеризуются как морально разложившиеся, стремящиеся накопить богатство. Ему пришлось защищаться от таких ударов ниже пояса, как обвинения в том, что его дед служил в вермахте в период нацистской оккупации и подтверждать свою "польскость", ему, который родился в свободном городе Гданьск.
Преодолев неуверенность в своих силах и перестав скрывать свои слабости при помощи самоиронии, он проявил большую компетентность, знание проблем и уверенность, положив на лопатки силой аргументов и осведомленностью премьера Ярослава Качиньского в ходе теледебатов, которые открыли ему путь к успеху. Он обвинил премьера в том, что не было осуществлено ни одной реформы, в том, что был нанесен ущерб отношениям с Россией и Германией.
Где новые автострады и 3 млн квартир, обещанных полякам, спрашивал он. Выступающий против эвтаназии, абортов и однополых браков, Туск хочет еще теснее сблизить Варшаву с Брюсселем. "Европейская политика "Платформы" сохраняет широкие пространства для принятия гибких решений", - утверждает Гжегож Громадски, политолог из Фонда Стефана Батория. Туск понимает, что должен более тесно сотрудничать с европейскими институтами и, в отличие от Качиньских, владеет искусством компромисса.
Верующий, но практически не посещающий церковь, Туск два года назад привел к алтарю женщину, с которой прожил в гражданском браке более 20 лет. Его критиковали за немецкое произношение буквы "р" и за то, что родился в свободном городе Гданьске, его польскость неоднократно в прошлом подвергалась противниками сомнению. Благодаря Папе Войтыле, говорил он, я вновь обрел путь к Церкви: "Чем больше взрослеешь, тем больше понимаешь важность духовных ценностей. Я сегодня стал хуже играть в футбол, но мне стало легче обретать и находить в жизни порядок, спокойствие, ответственность и истинные ценности".
Сын столяра и секретарши, Дональд в 1970 году наблюдал из окна классического лицея за восстанием рабочих на расположенных поблизости корабельных верфях. Он видел армию и милицию, стрелявшие по бастующим рабочим, которые митинговали на улицах города: "Толпа распевала "Варшавянку", "На бой кровавый, святой и правый, / Марш, марш вперед, рабочий народ!" Я долго рыдал. Тот декабрь сформировал меня и мое поколение. Никто не питал иллюзий перед такой масштабной демонстрацией насилия, в отношении того, что коммунистическую систему можно реформировать".
Когда 10 лет спустя электрик Лех Валенса занял те же морские верфи, Туск получал диплом историка. Он поддержал "Солидарность", будучи участником студенческого движения. Во время чрезвычайного положения он продавал в подземных переходах железнодорожной станции пирожки, был рабочим кооператива, который занимался техническим обслуживанием шахт и электростанций, сотрудничал с подпольным изданием, укреплял связи с группой, придерживавшейся либеральных взглядов. Его политическая карьера в дальнейшем будет похожей на карьеру других активистов "Солидарности", переживавшей острую внутрипартийную борьбу, вплоть до основания "Гражданской платформы", партии, которая выдвинула его кандидатуру на президентские выборы.