Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 октября 2007 г.

Стивен Шварц | The Weekly Standard

Путинизм на Балканах

Российские банки и другие коммерческие структуры заполоняют так называемую "Республику Сербскую", занимающую северо-восточные районы Боснии и Герцеговины

План российского восходящего тирана Владимира Путина по возрождению в Москве диктатуры одного человека пробуждает беспокойство у немногочисленных российских либералов, а также сторонников надежного суверенитета в бывших республиках СССР. По справедливости он должен был бы вселять тревогу и в Европе, США и странах Тихоокеанского региона, поскольку очевидно стремление Путина к восстановлению сфер российского влияния, временно утраченных после краха коммунистического режима.

Большей частью это проходит незамеченным, но Путин пользуется оружием, которое служило его предшественникам, имевшим абсолютную власть: это панславянский ультранационализм под предлогом солидарности с православными народами. Острие этого меча видно в неспокойных государствах, возникших на территории бывшей Югославии. На Балканах Россия вновь укрепляется как региональная держава.

Путин и его когорта в российской бизнес-мафии пользуются Сербией как орудием своего влияния и продолжают препятствовать провозглашению полноценной и законной независимости Косово. В соседствующей с Косово Черногории, которая в прошлом году обрела независимость от Сербии, путинцы-инвесторы скупили большую долю привлекательных объектов недвижимости на побережье. Они намерены возродить местную туристическую индустрию, делая упор на казино и бордели.

Российские банки и другие коммерческие структуры заполоняют так называемую "Республику Сербскую", которая занимает северо-восточные районы Боснии и Герцеговины. Спустя 12 лет после Дейтоновского соглашения о том, чтобы положить конец боям в этой истерзанной стране, "Республика Сербская" продолжает управлять почти двумя третями боснийских земель.

Сербы ссылаются на продолжающееся существование "Республики Сербской" в Боснии, возражая против планов независимости Косово, подготовленных США и ЕС. Аргументы Белграда и Москвы просты и брутальны: если Косово получит независимость, боснийская "Республика Сербская" потребует того же статуса. Тем временем сербы и Путин изображают косовских албанцев как потенциальных рекрутов "Аль-Каиды", а сербская пропаганда как внутри страны, так и в политических кругах Вашингтона подчеркивает, что албанцы в большинстве своем мусульмане. Этот факт демографии хорошо известен, но косовары и албанцы в целом не являются мусульманами поголовно. Кроме того, они проявляют мало симпатий к идеологии исламизма, несмотря на уверения сербской стороны, что независимое Косово превратится в "мусульманское государство-изгой".

Из двухмиллионного населения Косово 10-15% составляют католики. Католические церкви есть в большинстве крупных городов (и в некоторых маленьких). Католики становились жертвами насилия со стороны сербов и до вторжения под руководством США в 1998-1999 годах, и в его годы. Католическое духовенство и интеллектуалы пользуются намного большим влиянием на соотечественников, чем можно предположить по их численности. Неслучайно главная улица Приштины, столицы Косово, после 1999 года была переименована в честь Матери Терезы, албанки родом из соседней Македонии. В своих патриотических чувствах албанцы настолько чужды сектантства, что, даже если Запад оставит их на милость сербов, почти невозможно вообразить, что они будут искать выход для недовольства в радикальном исламизме. Албанцы хотят, чтобы их считали европейцами, а не видели в них ближневосточных захватчиков, проникших на континент.

Сербы и те, кто им симпатизирует (в том числе лобби, состоящее из бывших дипломатов и сотрудников администрации США), грозят крупным восстанием в том случае, если косовским албанцам будет предоставлена полная свобода. Сербы и их заграничные пособники агрессивно предостерегают, что их неуважение к воле албанского большинства начнется с захвата северной оконечности Косово, где большинство жителей составляют сербы, а также имеются крупные природные и другие экономические ресурсы.

Вмешательство России в дела этой горячей точки - это не пустая работа на публику (славян и других православных). Россия и Китай одинаково используют Косово как отвлекающий маневр. Пекин заявляет, что воспользуется своим правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы воспрепятствовать свободе Косово из-за своих проблем с Тибетом и Восточным Туркестаном - двумя регионами, где местное некитайское население заявляет, что его исторические права на эти земли попираются массированной иммиграцией и политико-экономическим господством китайцев. "Антикосовскую" позицию антидемократического тандема - России и Китая - в Совбезе поддерживает Испания, напоминающая, что ее беспокоят националистические настроения басков и каталонцев. Кипр поддерживает Сербию, так как он сам разделен между православными греками и турками-мусульманами. Против освобождения Косово выступает и Словакия. А Словакии-то что? У словаков - долгая традиция действий в качестве пешек России: они руководили репрессиями в бывшей Чехословакии после советской интервенции 1968 года. Но вдобавок их руководство играет на опасениях, которое внушает славянскому большинству местное национальное меньшинство - венгры, которых в Словакии примерно 10%.

Для большинства граждан западных стран судьба Косово остается в тени, поскольку ее затмевают проблемы Ирака и Ирана. Однако, как ни поразительно, вашингтонские политические зануды твердят, будто процесс государственного строительства на Балканах - в том числе катастрофический раздел Боснии и Герцеговины - увенчался успехом и являет собой позитивный пример для подражания в Багдаде. Боснийские мусульмане, а также хорваты и косовские албанцы придерживаются иного мнения - они утверждают, что их уверенность в полезности внешнего вмешательства в их проблему исчезла, поскольку они видят некомпетентность (в лучшем случае) США и ЕС в отношениях с ними.

Если мы не отреагируем на интриги Путина на Балканах, это лишь поощрит новый русский империализм в других регионах. Россия также блокирует проведение единого курса международного сообщества в отношении Ирана и Мьянмы. 2 декабря 2007 года в России состоятся парламентские выборы. Вскоре после этого - 10 декабря - наступит крайний срок окончания переговоров под эгидой ООН по Косово. Политика США должна быть последовательной и принципиальной. Нельзя идти на попятный перед махинациями Путина в Косово - иначе мы допустим, что еще более энергичная наступательная внешняя политика России подорвет тягу к свободе в куда более отдаленных и значимых странах, чем крохотные государства на территории бывшей Югославии.

Источник: The Weekly Standard


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru