Когда президент Буш в начале своего правления неправильно интерпретировал российского президента Владимира Путина, а потом годами отказывался признавать скатывание России к авторитаризму, это причинило достаточный ущерб. Теперь, вместо того чтобы признать ошибку, Буш, очевидно, решил взвалить вину на российский народ - и, делая это, он подрывает ключевую установку своего президентства.
Последние шесть лет Буш настаивал на том, что ни одна страна, культура или религия не являются чуждыми демократии. Эксперты говорили, что "азиатские ценности" исключают самоуправление, проповедовал он, но Япония и многие другие страны доказали ошибочность утверждений экспертов. Эксперты говорят, что демократия и ислам несовместимы, но Турция доказала, что они неправы.
"Эти чаяния не принадлежность какой-то одной страны, ни одна страна не закрыта для них", - уверенно заявил он в своем первом Обращении к нации после атак 11 сентября 2001 года. В 2004 году он сказал выпускникам Академии ВВС, что люди "разделяют это видение достоинства и свободы во всех культурах, потому что свобода - это не изобретение западной культуры, свобода - это глубочайшая потребность и надежда всего человечества". В своем втором инаугурационном обращении он поднял на смех тех, кто "сомневается в глобальном влечении к свободе".
Но на пресс-конференции в Белом доме в среду Буш задался вопросом, "можно или нет перепрограммировать основную русскую ДНК, которой является централизованная власть". Сделав это, он повторил самую удобную позицию культурных детерминистов - тех, кто говорил, что Южная Корея не может стать демократической из-за своей конфуцианской культуры, и был опровергнут; тех, кто говорил, что Индонезия не может быть демократической из-за своей мусульманской веры, и был опровергнут; тех, кто сегодня говорит, что Россия никогда не избавится от оков царско-рабской истории.
Будут ли в один прекрасный день опровергнуты и эти эксперты по России? Уверенности нет ни у кого. Однако было бы разумно указать на то, что спустя десятилетие после падения коммунизма Россия сделала несовершенные, но впечатляющие шаги к созданию свободной прессы, живой политической арены, правительства с системой сдержек и противовесов и по развитию гражданского общества. Затем Путин, за душу которого, как известно, поручился Буш, сознательно предпочел вести страну в другом направлении, созвучном его кагэбэшному прошлому. Буш и его советники по внешней политике продолжали опровергать эту тенденцию еще немало времени после того, как она стала очевидна почти всем остальным.
Сейчас, представляя неосоветский откат как неизбежный, как нечто заложенное на генетическом уровне, Буш пытается оправдать себя. Но это не самое худшее; в конце концов, его влияние даже в лучшем случае было бы ограниченным. Размышления Буша о русской ДНК поддерживают путинское оправдание удушения свободы. Еще хуже то, что так же, как Буш бросил защитников демократии, которых он когда-то поддерживал в Египте, его ссылка на гены России предает россиян, которые боролись и приносили жертвы - и однажды снова будут бороться и приносить жертвы - во имя достоинства и свободы на их родине.