Москва отрицает факт захода в шведские воды своей подлодки, но при этом активизирует операции по запугиванию, пишет Анн-Франсуаз Ивер в статье, опубликованной в газете Liberation.
"Сценарий, достойный Стивена Кинга, о самых ярких часах холодной войны, - так характеризует происходящее журналистка. - Военная операция в Стокгольмском архипелаге началась в пятницу. Она продолжается и спустя пять дней. Мобилизованы 200 военнослужащих, лодки-невидимки, минные тральщики и несколько вертолетов. Все они занимаются поисками того, что могло быть иностранной подводной лодкой, которую трижды видели у шведских берегов. Интриги или реальная угроза? Множество противоречивых, не поддающихся проверке сообщений свидетельствуют о напряженности, царящей в данный момент на Балтике".
По данным газеты Svenska Dagbladet, шведскими спецслужбами были перехвачены переговоры на русском языке, которые соответствовали гипотезе о том, что у берегов Стокгольма потерпела аварию российская субмарина. Другие радиоперехваты между точкой в архипелаге и Калининградом подтверждают эту версию, говорится в статье.
"Если бы инцидент получил подтверждение, он встал бы в один ряд с длинной чередой подобных эпизодов. Самый серьезный произошел 16 июля в небе над Балтикой. Тогда в ходе наблюдательной миссии в международном воздушном пространстве шведский самолет Gulfstreamстал объектом преследования российского военного самолета. На высоте 12,5 тыс. метров Су-27 приблизился к шведскому самолету, а потом развернулся, чтобы показать пилотам, что вооружен", - повествует Ивер.
Каким бы ни был исход нынешней военной операции, Россия уже победила, считает Питер Матсон, профессор Высшей школы национальной обороны [Франции]. "Москва пытается дестабилизировать ситуацию, вызвать чувство неуверенности и спровоцировать дебаты в СМИ. Это способ узнать, как политический аппарат, СМИ, армия, ЕС в целом отреагируют". Такой метод использовался в период холодной войны, отмечает автор статьи.
По мнению шведского ученого Йохана Елленда, пусть даже вероятность войны в регионе остается минимальной, "активизация военного присутствия русских на Балтийском море указывает на то, что Москва к ней готовится". Большинство шведов, включая премьер-министра Стефана Лофвена, выступают против вступления в НАТО. Но в 2009 году шведский парламент принял "декларацию о солидарности", в соответствии с которой страна "не останется пассивной в случае катастрофы или удара" по одному из ее союзников. "Мы живем с идеей, что, когда потребуется, нам придут на помощь", - говорит Елленд.
В сентябре Стокгольм подписал новый договор с Североатлантическим альянсом, позволяющий НАТО использовать территорию Швеции в случае военной интервенции в регион. Этим летом шведские и финские либеральные партии обсуждали вопрос о том, что "вступление в военную организацию можно рассматривать как страховку на случай пожара: она почти никогда не пригождается, но все собственники имеют такую страховку, потому что последствия пожара могут быть катастрофическими", - пишет автор статьи.