Фридрих Кристиан Флик представляет в Берлине свою выдающуюся коллекцию произведений искусства, происхождение которой вызывает неоднозначную реакцию и, как следствие, жаркие споры
Вчера небезызвестный Фридрих Кристиан Флик представлял в Берлине свою коллекцию. Уникальность двух тысяч произведений искусства отодвинула в сторону разногласия относительно непростой истории семьи Фликов.
Фамилия Флик в Германии известна не с лучшей стороны. Для этого есть все основания: Фридрих Флик (1893-1972) был успешным и решительным предпринимателем, ставшим самым богатым немецким промышленником, чья причастность к преступлениям Третьего рейха неоспорима.
Он не только поддерживал тесные контакты с нацистской элитой, он еще основательно нажился на экспроприации предпринимателей еврейского происхождения. Примерно 50 тысяч военнопленных, пригнанных на принудительные работы, и заключенные из концлагерей работали на него в жутких условиях до 1945 года. В 1947 году предприниматель был приговорен к семи годам тюремного заключения, но уже в 1950 году был помилован.
Еще когда Флик находился в тюрьме, его сотрудники приступили к реорганизации концерна. Хотя его имущество оказалось в советской оккупационной зоне, ему удалось возродить свою компанию на Западе. В 1960 году Флик снова стал самым богатым немцем - своего рода экономическое чудо. Предложения о выплате компенсаций подневольным рабочим и заключенным из концлагерей Флик каждый раз отвергал.
"Искусство говорит само за себя"
Все это сразу приходит на ум, когда речь заходит о выдающейся коллекции внука Флика, Фридриха Кристиана. И поэтому коллекция Фридриха Кристиана Флика, экспозиция которой открылась вчера в присутствии федерального канцлера Герхарда Шредера, снова стала причиной жарких споров. Однако Кристина Вайсс, министр такого цивилизованного государства, как Германия, объяснила: "Искусство не должно становиться заложником. Искусство говорит само за себя".
На выставке представлены произведения "столетия сильнейших перекосов". Флик и Фонд прусского культурного наследия договорились открыть публике доступ к обширной коллекции, состоящей примерно из двух тысяч произведений, в отдельном помещении, принадлежащем Музею "Гамбургский вокзал". Выставка будет работать в течение семи лет, и за этот период можно ознакомиться со всей экспозицией, которая будет периодически обновляться. Ремонт и реставрацию бывшего склада, которые обошлись ему в 8 млн евро, взял на себя Фонд прусского культурного наследия.
Флику в преддверии открытия выставки пришлось парировать четыре основных упрека: мол, через искусство он хочет отмыть "кровавые деньги" своего деда, укорял его вице-президент Центрального совета евреев в Германии Саломон Корн. Выставляя свою коллекцию, он увеличивает ее стоимость без уплаты каких-либо налогов - так звучал второй упрек. Отказ Флика внести деньги в фонд помощи бывшим рабочим, привлеченным к принудительным работам, не нашел понимая в обществе несмотря на то, что Флик основал фонд против правого экстремизма и ксенофобии. И наконец, гнев вызвал отказ Флика сопроводить экспозицию материалами по истории своей семьи.
Берлин вместо Цюриха
Тем не менее в Берлине удалось сделать то, что не получилось в Цюрихе три года назад. Он очень рад, говорит Флик, даже несмотря на все споры, несмотря на то, что "выставка подходит Берлину как корове седло". Это намек на нелегкую историю немецкой столицы. И именно потому, что в Германии существует культура дебатов, Берлин в конечном итоге - лучший вариант, чем Цюрих, сказал Флик, хотя Швейцария уже на протяжении 30 лет является его второй родиной.
На открытии Флик снова признал свою долю ответственности за историю семьи. "Эту ответственность никого не может у меня отнять, но при этом никто не имеет права принуждать меня брать эту ношу", - сказал он. Для Флика очень важно отделить искусство от истории семьи. "Нельзя делать художников ответственными за эту историю". Поэтому истории семьи не место на выставке, зато о ней в ближайшие дни будет говориться на различных мероприятиях, которые пройдут с участием такой уважаемой организации, как Мюнхенский институт современной истории.
У этой коллекции долгая история, и ее важно знать. На фоне впечатляющей и хорошо поданной выставки имя Флика теряется. Коллекция состоит в основном из произведений искусства второй половины ХХ века и исходит из трех позиций классического модерна, которые представлены выдающимися произведениями: в живописи - Франсиса Пикабии, в скульптуре - Альберто Джакометти и в концептуальном искусстве - Марселя Дюшана. Однако в центре, конечно, Брюс Науман. Великие произведения искусства, для которых они сами являются лучшим адвокатом.
Справка:
Коллекция Флика считается одной из самых значительных коллекций современного искусства в мире. Частная коллекция Фридриха Кристиана Флика включает в себя более двух тысяч картин, скульптур, фотографий и инсталляций 150 авторов. В центре коллекции - произведения американского художника Брюса Наумана. Флику принадлежит около 70 произведений Наумана. Кроме того, в коллекцию входят работы Нам Джун Пайка, Мартина Киппенбергера, Альберто Джакометти и Пипилотти Риста. На вернисаже коллекция Флика была представлена на 13 тысячах квадратных метров - на всей площади Музея "Гамбургский вокзал".