Россия "соорудила оборонительную стену" вокруг Ирана вчера, сделав заявление, что не нужно предпринимать никаких мер по поводу тех действий Ирана, которые Запад считает тайной попыткой изготовить атомную бомбу.
Это заявление может свести на нет попытку Великобритании, Франции и Германии вынести проблему Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН в связи с отказом Ирана сообщить правду о ключевых аспектах его ядерной программы.
В то время как свои усилия в этой дипломатической кампании приложили Соединенные Штаты, Канада, Австралия и Япония, российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что такая мера будет контрпродуктивной.
Изложенная российским министром иностранных дел позиция может привести к расколу в руководящем совете Международного агентства по атомной энергии - высшем органе МАГАТЭ, заседание которого проходит в Вене на этой неделе. В руководящем совете не исключена конфронтация по типу "Запад против остального мира".
Западные страны считают, что у них есть в совете необходимое число голосов для того, чтобы добиться принятия резолюции, проект которой составлен Великобританией, призывающей вынести на рассмотрение СБ ООН "многочисленные нарушения Ираном своих обязанностей" по выполнению договора о нераспространении ядерного оружия.
Но они опасаются, что в отсутствие взаимопонимания с Москвой обсуждение этого вопроса будет блокировано российским вето в Совете Безопасности, и это приведет к ущербу в международных отношениях.
"Пока Иран сотрудничает с МАГАТЭ, пока он не осуществляет обогащение урана и соблюдает мораторий, пока инспекторы МАГАТЭ работают в этой стране, было бы контрпродуктивным передавать этот вопрос в Совет Безопасности ООН", - сказал Лавров.
"Это приведет к ненужной политизации ситуации. Иран не нарушает обязательств, и его действия не угрожают режиму нераспространения".
Иран утверждает, что он разрабатывает программы ядерной энергии для мирных целей. Но представитель Великобритании в МАГАТЭ Питер Дженкинс заявил на заседании руководящего совета, что попытки Ирана научиться производить уран и плутоний, которые могут использоваться в качества материала для атомных бомб, "не поддаются разумному объяснению ни с экономической, ни с технической точки зрения".
"Поэтому мы выражаем сожаление и очень обеспокоены тем фактом, что Иран выказывает намерение разрабатывать такие материалы еще до того, как международное сообщество удостоверится в том, что иранская ядерная программа имеет исключительно мирные цели".
Его коллега из США Грег Шульц попытался развеять опасения развивающихся стран, заявив, что у Запада нет намерений запретить развитие в Иране мирных технологий (ядерной энергетики), так же как нет и планов использовать рассмотрение иранского вопроса в Совете Безопасности ООН для введения санкций или проведения военной акции, подобной иракской.
"Дипломатия не закончится нашим докладом (в СБ ООН). Напротив, этот доклад станет еще одним важным шагом в наших дипломатических усилиях убедить Иран в необходимости сменить свой курс", - сказал он.