Грузинский министр иностранных дел Гела Бежуашвили обвиняет Россию в том, что она оказывает давление на Грузию. Министр видит цель в том, чтобы привести свою страну в НАТО
- Господин министр, как вы считаете, какое место занимает ваша страна, если брать геополитический аспект, куда она относится?
- Место Грузии очевидно: мы относимся к Европе. По характеру людей, по их менталитету и культуре мы тоже европейцы. Грузия - это одно из старейших христианских государств европейского континента, ценности и принципы которого, такие как свобода и демократия, главенство закона, свобода слова и вероисповедания, мы разделяем.
- Разве ваше правительство не критикуют именно за ограничение свобод, за его недемократические действия в ходе построения крайне неолиберальной экономики?
- У нас идут очень острые споры, однако даже оппозиция не ставит под сомнение принадлежность Грузии к Западу. Но наши пути отличны. Мы выбрали радикальный путь, путь фундаментальных реформ. К сожалению, без потерь, без нарушения прав отдельных граждан не обошлось. Но никто и не утверждает, что у нас в Грузии идеальная ситуация с главенством закона или обеспечением прав человека. Однако мы находимся на верном пути.
- Но где гарантии окончания ограничений гражданских прав и свобод по завершении этой переходной фазы?
- Я не говорил, что реформы ведут к ограничению гражданских прав. Есть лишь отдельные случаи, когда чьи-то права были урезаны. Правящая партия сходится с оппозицией в том, что демократическому пути нет никакой альтернативы. Наше сотрудничество с ЕС - это гарантия того, что Грузия не свернет с данного пути.
- В ноябре в Латвии состоится заседание совета НАТО. Чего вы ожидаете от него для Грузии?
- Примерно 80% населения Грузии поддерживает вступление страны в НАТО. Мы рассматриваем Североатлантический альянс в качестве организации, при поддержке которой демократические преобразования в Грузии станут необратимыми. Сейчас мы ожидаем начала интенсивного диалога с НАТО, что явится первой ступенью процесса вступления. Мы ожидаем, что придет отчетливый и ясный сигнал: после принятия Македонии, Албании и Хорватии наше вступление политически возможно, дверь для нас открыта. Но мы понимает, что на это нужно время.
- Но Россия против вашего вступления в НАТО.
- Конечно, необходимо достижение согласия между НАТО и Россией, которая в настоящее время еще противится нашему вступлению. Но Россия также не хотела, чтобы членами НАТО стали прибалтийские государства, Польша и другие страны. Членство НАТО могло бы стать поддержкой нашей независимости, серьезной гарантией необратимости реформ в Грузии, которая сегодня подвергается массированным атакам со стороны таких недемократических государств, как Россия. Москва препятствует нашему демократическому развитию.
- Каким образом?
- Закрытием границ, экономическим давлением, запретом на экспорт грузинских товаров в Россию. Известно также о попытках финансирования политических партий и государственного переворота со стороны таких пророссийски настроенных политиков, как Гиоргадзе. Но они не пользуются здесь никакой популярностью. Россия не может смириться с мыслью, что она уже больше не распоряжается в Грузии.
- Как в этой ситуации вы представляете ваши отношения с Москвой?
- Мы стараемся строить наши отношения с Россией. Это большая страна. Мы должны понимать, что с этим соседом нужно считаться. Но сейчас нам нужна поддержка Евросоюза, потому что Россия постоянно оказывает на нас давление.
- В Южной Осетии находятся российские миротворцы, имеющие мандат СНГ. Вы хотите, чтобы они оттуда ушли?
- Мы хотим замены российских войск, которые используются для аннексии грузинской территории, международными войсками. Мы уже обратились в ООН и в ОБСЕ. Наш парламент одобрил вывод российских миротворцев из Южной Осетии. Сейчас мы анализируем возможные последствия, и окончательное решение вскоре будет принято.
- Готова ли Грузия в крайнем случае решать проблему Южной Осетии силой?
- Гипотетически это, конечно, возможно, любое государство имеет такое право. Но для нас этот вариант стоит на самом последнем месте. Мы будем сумасшедшими, если из-за военной акции поставим на карту наше успешное экономическое развитие.