В минувшую пятницу падение на российском фондовом рынке сменилось резким ростом. Выделив на поддержку банковского сектора миллиарды долларов, правительство сумело переломить ситуацию - по крайней мере, временно. Однако финансовый кризис не обойдется без последствий, полагают аналитики зарубежных СМИ. Темпы экономического роста замедлятся, ухудшив позиции президента Медведева и премьера Путина, а бизнесмены будут настороженнее относиться к путинскому рецепту процветания, пишут газеты.
Москва напрягла политические и финансовые силы, чтобы ограничить финансовый кризис и вернуть доверие инвесторов, пишет Handelsblatt. В четверг Дмитрий Медведев объявил об экстренной помощи, которая предусматривает выделение 60 млрд долларов для финансового сектора, а также снижение налогов для нефтяной промышленности. В результате принятых мер биржи прекратили свое катастрофическое падение и котировки акций выстрелили вверх более чем на 20%.
Россия в настоящий момент страдает не только от международного финансового кризиса, объясняет газета. С начала конфликта на Кавказе инвесторы отозвали из страны 35 млрд долларов, а биржи в Москве пережили самое глубокое падение с момента экономического краха 1998 года. Однако в целом российская экономика, похоже, твердо стоит на ногах, пишет обозреватель, она растет со скоростью свыше 7%, в распоряжении государства находится третий по величине валютный резерв в мире. Тем не менее она не сможет удержать уровень роста последних лет, полагает эксперт.
Российское падение 2008 года, как и более крупный кризис десятилетней давности, будет иметь долгосрочные последствия, уверена The Financial Times. Во-первых, случившееся уничтожило надежды на то, что Москва вскоре станет глобальным финансовым центром. Падение рынка продемонстрировало серьезные недостатки ее финансовой инфраструктуры.
Во-вторых, кризис показал, что Россия неразрывно связана с глобальной экономикой. За внешнеполитическую конфронтацию пришлось заплатить подорванным доверием и бегством капитала. Кроме того, после недавней встряски руководству страну уже не гарантирована поддержка олигархов. Крупные бизнесмены сильно пострадали от обвала на биржах и разуверились в главном "постулате путинизма", который гласил: магнаты преуспевают, если играют по правилам Кремля.
Финансовые перспективы Москвы выглядят все более расплывчато, соглашается The New York Times. В начале недели фондовый рынок вошел в столь глубокий штопор, что правительство на два дня приостановило торги. И даже после пятничного "отскока" биржевые индексы почти вполовину меньше, чем в мае. Россия, обретшая уверенность в себе при Владимире Путине, опять выглядит уязвимой.
Этой весной президент Медведев пришел к власти в стране с колоссальными резервами наличности. Он выдвигал программу модернизации: предлагал создать условия для расширения малого бизнеса и рядов среднего класса, а также "снять" экономику "с нефтяной иглы". Теперь перед ним стоят более безотлагательные задачи, отмечает NYT. В пятницу президент с вызовом заявил, что Россия не отказывается от своего курса на модернизацию, но признал, что последние события несколько затруднили работу.
Положение Владимира Путина также осложнилось из-за финансового кризиса, пишет американская The Washington Post. Восемь лет его политическая мощь опиралась на несокрушимую, казалось бы, комбинацию: бурный экономический рост и неустанную работу по консолидации контроля над государственным управлением, СМИ и бизнесом. Однако события прошлой недели породили сомнения в дальнейшей эффективности путинского рецепта. В России котировки акций упали быстрее и значительнее, чем на всех других основных площадках.
Правительству пока удается предотвратить банковскую панику и держать финансовые потрясения под контролем. Но критики предостерегают, что экономика по-прежнему слишком зависима от экспорта нефти, а в России все еще господствует политическая модель, которую зарубежные инвесторы считают непредсказуемой и часто враждебной. Госсектор остается коррумпированным и неэффективным.
Потрясения на фондовых рынках ощутили в основном российские богачи, так как большинство россиян держит свои сбережения в наличности, подчеркивает WP. Неясно, создадут ли магнаты серьезные политические проблемы для Путина, который запугал большинство из них, вынудив к безмолвию. "Хватит ли у них духу надавить на него? Сомневаюсь. Они страдают, но так напуганы, что прикусили языки", - говорит миллиардер Александр Лебедев, владелец 30% "Аэрофлота". Придворные слишком жаждут заручиться помощью монарха для заключения выгодных сделок, чтобы рисковать прогневать его своими жалобами.