Энергетическая зависимость от России вызывает обеспокоенность у США, пишет Стефано Аньоли в газете Corriere della Sera.
В настоящее время, пишет автор статьи, цена одного кубометра метана составляет 18 евроцентов, а еще в прошлом году кубометр стоил 35 центов. Потребление газа в Италии сократилось на 12%, почти на столько же упал спрос и в остальной Европе. Сам собой напрашивается вывод о том, что крупные энергетические компании Eni, E.On или Gdf-Suez рискуют работать себе в убыток. Кроме того, почти во всех международных контрактах, в том числе и с российскими поставщиками, имеется статья, предполагающая плату даже за непоставленный газ.
Но почему же тогда французская Edf, национальный монополист в области ядерной энергетики, подтвердила желание войти в "Южный поток" (10% акций) - проект строительства газопровода, который пройдет в обход Украины? Почему новый посол США в Риме бьет тревогу по поводу чрезмерной зависимости Европы от Москвы?
Снижающийся спрос и кризис, как кажется, никак не влияют на большую газовую игру, говорится в статье. Как ни парадоксально, но крупные компании готовятся к посткризисному периоду, когда спрос на энергетическое сырье вновь возрастет. Из-за того, что по причине кризиса были закрыты около 50 геологоразведочных проектов, может потребоваться от 4 до 5 лет на то, чтобы запустить их вновь и начать добычу на новых месторождениях.
Поэтому европейские компании укрепляют старые контакты и создают новые альянсы. Gaz de France хочет стать участницей консорциума "Северный поток" (с 9%) наряду с Gasunie, E.On и Basf. Энергетические компании ищут не только контракты на поставки сырья, но и стремятся приобрести сами месторождения. О таких намерениях уже заявили E.On, Rwe, GdfSuez. Да и итальянская Enel создала структуру для приобретения концессии в Египте вместе с Total, а также выразила желание приобрести месторождения, которые продает Eni. Французская Edf вступила в "Южный поток" и заключила долгосрочный контракт с "Газпромом" на поставку сырья. Этот маневр вписывается в упомянутый сценарий. Компания хочет построить тепловые электростанции не только у себя дома, но и в Европе, через контролируемые ею компании. И тут дело обретает "политический" характер, пишет автор статьи, поскольку в конечном итоге все дороги приведут в Москву. Такой перспективой обеспокоены не только в ЕС, но и в Вашингтоне. Газопровод "Южный поток" поставит Украину в зависимое положение от своего могущественного соседа. Но, помимо этого, у европейского l?Hudson Institute возникли сомнения, будет ли прозрачной деятельность совместного предприятия по строительству газопровода, штаб-квартира которого будет находиться в Швейцарии.
Вполне объяснимы опасения Вашингтона по поводу чрезмерной зависимости Европы и Италии от Москвы. Дело в том, что, как выяснилось, более 10% акций итальянской Eni принадлежат американским акционерам, недовольным политикой руководства компании.
Но, если смотреть на ситуацию со стороны Кремля, то интерес Парижа в очередной раз открывает перспективы для "особых" отношений, по примеру тех, что установлены с Римом и Берлином. В частности, участие в "Южном потоке" французской компании делает проект еще более прочным. В выигрыше оказывается и Италия, поскольку участие Франции облегчит финансовое бремя участников сложного в техническом плане проекта. В будущем году ожидается завершение технико-экономического обоснования проекта, отмечает издание, тогда-то будут окончательно решены вопросы инвестирования и станет понятна суть нынешних больших маневров.