Объяснения России по поводу обстрела гуманитарного конвоя в Сирии вносят сумятицу в картину произошедшего. Конец перемирия играет на руку Асаду. Была ли эскалация частью плана Москвы? - задается вопросом постоянный автор Die Welt Юлия Смирнова.
"Около года назад президент России Владимир Путин выступал перед Генассамблеей ООН. Он призывал к созданию международной антитеррористической коалиции, говорил о необходимости стабилизации политической обстановки на Ближнем Востоке, желая убедить мировое сообщество в том, что Москва могла бы помочь справиться с ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.) и положить конец войне в Сирии", - напоминает журналистка.
Тогда он хотел обсуждать судьбы мира с США на равных и вернуться на мировую политическую арену. "На прошлой неделе все выглядело так, будто Россия действительно всерьез намерена закончить войну в Сирии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и его американский коллега Джон Керри договорились о перемирии, - пишет Смирнова. - Заключенная сделка сорвалась. Через год после заявлений Путина мир облетели фотографии обстрелянного гуманитарного конвоя с продовольствием, медикаментами и водой, которые должны были попасть в Алеппо".
Белый дом обвинил в обстреле конвоя Россию: по словам американской стороны, за обстрелом с воздуха стоит либо сирийский режим, либо Москва.
"Россия свою причастность отрицает. Минобороны РФ заявляет, что нынешние обвинения в адрес России и Сирии призваны отвлечь внимание от "случайного" убийства американскими военными 62 сирийских военнослужащих, что, в свою очередь, также явилось серьезным нарушением условий перемирия", - указывает автор.
Перемирию, которое российская дипломатия воспринимала как собственное достижение, фактически положен конец. Но зачем Москве легкомысленно ставить на карту этот успех одним авиаударом?
Российский военный эксперт Александ Гольц считает, что соглашение между Москвой и Вашингтоном изначально было нежизнеспособным. "Россия хотела получить еще одно доказательство того, что США - нечестный партнер, и использовать это в пропагандистских целях". По его словам, соглашение между двумя странами изначально "вызывало сомнения", поскольку "требовало такого доверия в военной сфере, которого и близко нет в отношениях между Россией и США".
От прекращения режима перемирия и сорвавшего соглашения выиграет прежде всего режим Асада. "Асад был крайне недоволен тем, что Россия и США заключили соглашение за его спиной, ограничив его действия", - уверен эксперт по внешнеполитическим вопросам Владимир Фролов. Сделать невыносимой жизнь населения в подконтрольных повстанцам районах было частью стратегии Асада.
"Асад решительно настроен добиваться победы военным путем, - говорится в статье. - Россия может либо продолжать его поддержку и еще больше увязнуть в войне, которую выиграть нельзя, либо попытаться снова пойти на переговоры. Однако перспектив на долгосрочное соглашение остается теперь еще меньше".
В Нью-Йорке, тем не менее, продолжают предприниматься дипломатические усилия, сообщает Смирнова. Во вторник прошла встреча глав российского и американского внешнеполитических ведомств, к которым затем присоединились их коллеги из других стран. На встрече обсуждались дальнейшие шаги в сирийском вопросе.