Братья Царнаевы прожили в США около 10 лет, достигли определенных успехов, но их жизнь пошла наперекосяк, отмечает обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум. Заодно она разъясняет американским читателям: странствия семьи Царнаевых по бывшему СССР, а также тот факт, что братья владели русским языком, - вовсе не экзотика, а распространенное явление.
Что же толкнуло Царнаевых на путь терроризма? "Возможно, дело в Чечне. Две кровавые чеченские войны нанесли невероятный урон и вдохновили столь же кровавое террористическое движение", - пишет автор, отмечая, что некоторые чеченцы сделались радикальными исламистами. Нигилизм и жестокость чеченских террористов, часто наносивших удары по случайным прохожим, - параллель с взрывами на Бостонском марафоне, говорится в статье.
Вполне возможно, что братья Царнаевы контактировали с чеченскими сепаратистами, пишет автор. Но гипотеза об их связях с "Аль-Каидой" вызывает у нее сомнения: чеченские террористы не отличаются антиамериканизмом.
Эпплбаум высказывает свою теорию, подчеркивая, что "этот вариант еще тревожнее, чем удобное объяснение "иностранцы, которые нас ненавидят". На взгляд автора, братья Царнаевы вели себя так же, как европейские мусульмане во втором поколении - исполнители терактов в Мадриде и Лондоне. Эти молодые люди получили образование и выросли в Европе, но ощущали там себя "не на своем месте". "Некоторые поворачивались к полузабытой, полумифической родине, подыскивая себе более четкую, более жесткую идентичность", - говорится в статье. Тамерлан Царнаев говорил, что у него нет ни одного друга среди американцев. "Сходное заявление мог бы сделать молодой пакистанец, живущий в Ковентри, или молодой алжирец, живущий в Париже", - полагает автор.
Правда, США предпочитают считать себя "плавильным котлом". Но, возможно, американцам пора менять свои представления, замечает Эпплбаум. На ее взгляд, Царнаевы сродни скорее лондонским террористам, чем тем, кто устроил 11 сентября или расстрел в школе Колумбайн. А значит, и ответные меры должны быть совершенно иными.