Лариса Арап только что освободилась после 46-дневного плена в двух российских психиатрических больницах. Ее заставляли принимать таблетки, инъекции следовали одна за другой. Она не знает, что это были за препараты и не нанесут ли они непоправимого вреда здоровью.
"Я чувствую себя не очень хорошо, но я исполнена боевого духа", - заявила Арап вчера. Она добавила, что иногда ее так накачивали лекарствами, что она с трудом могла ходить и говорить.
Ее насильственно изолировали - по причинам, связанным не со здоровьем, а с ее близостью к оппозиционной группе Объединенный гражданский фронт (ОГФ), которую возглавляет Гарри Каспаров. Непосредственной причиной ареста явилась ее публикация в мурманском выпуске газеты "Марш несогласных" (орган ОГФ) под заголовком "Дурдом", где в красках описывались отвратительные методы, применяемые в русской психиатрической больнице.
Ее упекли в ту самую больницу, о которой она писала. "Мы готовы обратиться в суд, несмотря на то, что врачи ясно дали понять, что мы проиграем процесс", - сказала Арап.
Российские активисты говорят, что ее мытарства подтверждают то, о чем они твердили много лет: карательная психиатрия с развалом СССР не умерла. Теперь, говорят критики, если кто-то доставляет неприятности - муж, партнер по бизнесу, да хоть психиатр - его легко можно посадить в обитую войлоком комнату.
В последние годы Арап жила в своем родном Мурманске, городе за полярным кругом, и присматривала за ребенком дочери Таисии. В статье "Дурдом" говорится, что первые проблемы появились в 2003 году, когда она раскрыла факты финансовых махинаций в своем жилищно-строительном кооперативе. На нее было совершено нападение в подъезде, неизвестные по телефону грозились ее убить, наконец, ей приказали замолчать сотрудники ФСБ, наследницы КГБ. Но она не замолчала.
Оказавшись в психушке, Арап отметила, что многие из тамошних обитателей выглядели совершенно здоровыми. "Я была удивлена, что среди них много нормальных," - писала она в "Дурдоме". "Но... как с ними обращались: кричали, избивали, ставили капельницы, привязывая к кроватям, после чего люди становились как зомби; насиловали, уводя по ночам в неизвестность, а утром возвращали в палаты истерзанными".
По словам Арап, одной женщине угрожали удалением внутренних органов. Детей врачи заставляли делать им массаж под угрозой применения электрошока.
Арап отпустили, но 5 июля ее снова доставили в клинику, когда она решила продлить водительские права. Врач спросил, не она ли написала "Дурдом", а когда она подтвердила это, милиционеры увезли ее в мурманскую психиатрическую больницу.
Таисия сказала, что, когда мать в первый раз арестовали, ее били, после чего она в знак протеста объявила пятидневную голодовку, не принимая ничего, кроме воды и сигарет.
Только 18 июля суд дал санкцию на ее госпитализацию; до этого ее удерживали незаконно. Арап перевели в больницу около города Апатиты, в 180 милях от Мурманска "без ее согласия или согласия ее родственников", рассказала Таисия.
Это была "закрытая лечебница, из которой редко кто возвращается... Никаких положительных эмоций это место не вызывает. Это больница для тяжелых, опасных, покинутых".
В конце концов Арап отпустили - когда комиссия, созданная по инициативе российского правозащитника Владимира Лукина, установила, что оснований для ее госпитализации не было.
Сегодня Арап должна опротестовать действия врачей в суде, а ОГФ собирается подать иски против всех замешанных в этой истории. Впрочем, представитель этой организации признал, что шансы на успех невелики.
"Нам так и не дали вразумительных объяснений по поводу ее ареста, - сказала Таисия. - Самое страшное в этой истории то, что закон позволяет психиатрам и врачам творить все, что они пожелают".