"Почти весь центр Москвы провел лето закутанным в зеленую строительную сетку, а рабочие в оранжевых жилетах работали круглые сутки, копая траншеи вдоль исторических проспектов, распиливая глыбы гранита и поднимая тучи пыли", - пишет Мария Антонова в Foreign Policy. "Капитальный ремонт стоимостью почти в 2 млрд долларов, возглавляемый мэром Сергеем Собяниным - это часть усилий по превращению 12-миллионного постсоветского мегаполиса в гламурное пространство, которое могло бы соперничать с европейскими столицами".
"Однако, как говорят критики, в своем стремлении к обновлению города Собянин следует представлению, которое включает в себя эстетику "нового урбанизма" западного образца - вроде пешеходных дорожек и привлекательных общественных пространств - но отбрасывает демократические принципы, которые обычно идут с ним рука об руку. Не все партнеры Собянина по проекту с этим не согласны. "С точки зрения городской модернизации наш проект европейский, но его реализация более азиатская", - рассказывает Алексей Муратов, партнер конструкторского бюро "Стрелка", которое является консультантом в проекте по инвестированию 126 млрд рублей (около 1,98 млрд долларов) в реконструкцию 200 центральных улиц за три года".
По словам критиков, это противоречие означает, что собянинское представление о Москве глубоко искажено. Однако, как отмечается в публикации Foreign Policy, люди вроде Муратова заявляют, что не видят никакого противоречия. "Муратов говорит, что Собянин пытается создать социальные пространства - места, где люди могут хорошо провести время в приятной и расслабленной обстановке. Это не то же самое, что общественные пространства, где граждане могут принять участие в деятельности, которая может доставить неудобство властям".
"Место может быть физически удобным даже при любой диктатуре, - сказал Муратов. - В Сингапуре приятные улицы".
Как напоминает Мария Антонова, в 2011/2012 годах, когда антикремлевские выступления городского креативного класса всколыхнули столицу, Собянин начал заигрывать с раздраженными молодыми горожанами, в частности, сделал главой департамента культуры Москвы Сергея Капкова, "министра хипстеров". "К моменту выборов мэра Собянин запретил въезд грузовиков в центр города, убрал часть вездесущей уличной рекламы и запустил пилотные проекты по превращению популярных центральных улиц в пешеходные, замостив их плиткой - своего рода визитная карточка, ставшая мишенью для частых насмешек", - рассказывает Антонова.
"Обязательство Собянина сделать Москву более удобной для жизни ярче выразилось в ходе избирательной кампании 2013 года, когда москвичам впервые за десятилетие дали шанс выбрать мэра путем прямого голосования. Собянин столкнулся с лидером оппозиции Алексеем Навальным, и оба кандидата обязались повысить уровень жизни в Москве", - говорится в публикации.
После переизбрания Собянина всего 51% голосов ряд ведущих архитекторов мира - Ренцо Пиано, Заха Хадид, Рем Колхас - получили проекты в Москве, а улицы украсили сезонные цветы и развлечения, организованные городом, отмечает Мария Антонова.
"Однако во время пребывания Собянина в должности московский эксперимент в области "демократического" урбанизма проводился во все более принудительном порядке. Мэрия стала оказывать давление на независимые мероприятия и отменять несколько ежегодных музыкальных фестивалей в последний момент под предлогом соображений безопасности. Вместе с тем многие ярмарки, организованные городской администрацией, стали превращаться в упражнения в патриотизме, с упором на российскую историю и внутреннее производство перед лицом западных санкций, связанных с Украиной", - сообщается в публикации. Так, Антонова указывает, что при Собянине власти стали принимать решительные меры в отношении уличных музыкантов, обвиняя их в проведении несанкционированных митингов и конфискуя инструменты. И даже на Арбате, центральной пешеходной улице, которая с 1980-х годов была меккой для портретистов, власти выступили против художников.
"Жители Москвы в основном оценили пешеходный центр - незначительное возмущение вызвала только платная парковка на улицах, введенная в 2012 году. Но повсеместное строительство, ведущееся второй год подряд, утомило даже самых терпеливых", - пишет Мария Антонова. "Мне нравится, что некоторые улицы пешеходные, но мне не нравится, что для москвичей все лето испорчено, а строители совсем не думают о пешеходах", - рассказала Foreign Policy Анна Немова, которая живет и работает в центре города.
Московский архитектор Евгений Асс говорит, что проект, нацеленный на то, чтобы сделать город пешеходным, был движим благими намерениями, но плохо воплощен. "Город в своем историческом центре должен быть свободен от машин и должен создавать больше демократических пространств для пешеходов", - заявил он. В то же время, добавляет он, переделка улиц - это "скорее монструозная операция без обезболивания". Как передает журналистка Foreign Policy, по его словам, мысль о том, что можно создать демократичные на вид пространства без настоящей демократии, вызывает беспокойство.
Мария Антонова сообщает, что Алексей Навальный этим летом предпринял попытку провести демонстрацию в центре Москвы против новых драконовских антитеррористических законов. "Две недели спустя [после первоначально назначенной даты], 9 августа, протестную акцию Навального в конце концов разрешили провести. Городская администрация выслала ее в огражденную "протестную зону" в отдаленном лесопарке, который мог вместить всего 1500 человек - вдалеке от прекрасных новых московских улиц".