Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 декабря 2000 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Подальше от России

Когда в канун Нового года президент Борис Ельцин объявил о том, что передает бразды правления страной Владимиру Путину, Борис Березовский, видимо, был на вершине своего влияния. Миллиардер, поддерживающий тесные отношения с Кремлем и держащий руку на пульсе некоторых наиболее крупных российских компаний, явно входил в число ведущих российских "олигархов".

Год спустя он находится в изгнании, униженный своим протеже - президентом - и постепенно теряющий свои коммерческие интересы в России. Березовский все еще использует в своих целях международные связи, стараясь завязать дружбу с сильными мира сего, но боится возвращаться домой из-за почти неприкрытыз угроз в свой адрес.

И все же, во время недавней остановки в Великобритании на пути из США во Францию, когда магнат небольшими глотками пил свое любимое итальянское красное вино "Ornellaia" урожая 1995 года, было видно, как он сильно страдает.

"Конечно, я чувствую себя очень легко в Лондоне, где у меня есть российские друзья, - говорит он. - Но Россия - моя родина. Именно там я чувствую себя полностью комфортно, как в моральном, так и в физическом плане".

Возможно, показательным является тот факт, что самым важным событием прошедшего года он назвал то, что произошло годом раньше. Речь идет о создании осенью 1999 года партии "Единство" - движения, известного, главным образом, своей непоколебимой верностью тогдашнему премьеру Путину.

Березовский утверждает, что сыграл большую роль в создании "Единства" - он считал, что Кремлю нужна своя собственная опора. И к лету нынешнего года "Единство" и Путин твердо стояли у власти, как и планировал Березовский.

Однако бывший математик просчитался в одном: его личное влияние уже резко падало, и его создания обернулись против него самого.

"У меня складывалось впечатление, что Путин понимает базовые демократические ценности - свободу слова, разделение властей и свободный рынок ,- говорит он. - Я ошибся. Он пытается установить диктатуру".

После избрания Путина президентом в марте этого года у Березовского появились и более личные причины для разочарования. Генеральная прокуратура реанимировала расследование причастности магната к широкомасштабной коррупции в деле "Аэрофлота", хотя ранее выдвигавшиеся против него обвинения были сняты.

Между тем, усилия Березовского по созданию новой оппозиционной Кремлю партии ни к чему не привели, и он снял с себя депутатские полномочия. По мере нарастания количества тревожных признаков, он начал все больше времени проводить за рубежом.

Березовский, использующий свое влияние на различные компании при помощи связей с их руководством, а не путем приобретения их акций, число которых точно неизвестно, называет выдвигаемые против него обвинения "политическими". Однако он признает, что "никто из тех, кто последние 10 лет занимался в России активной деятельностью, не соблюдал законов".

По мнению некоторых критиков, тот факт, что он явно впал в немилость, свидетельствует о том, что Березовский слишком полагался на тактику, подходившую для ельцинской эпохи, когда противоборствующие группировки вели борьбу за влияние в Кремле, однако не сработавшую при более сильном и централизованном правлении Путина.

Однако при этом Березовский любит называть себя стратегом и сожалеет об отсутствии на Западе стратегически мыслящих людей, за исключением таких известных деятелей, как Генри Киссинджер в политике и Руперт Мердок и Джордж Сорос в бизнесе.

Березовский - не тот человек, который любит зарываться в книги. Он предпочитает только тех писателей, которые могут оказаться ему полезными и которые прошли проверку временем. В их числе он называет русских классиков Пушкина и Набокова.

Есть одна книга, которую, по словам Березовского, он не дочитал до конца. Речь идет о книге "Крестный отец Кремля", написанной журналистом "The Forbes" Полом Хлебниковым и опубликованной этой осенью. В ней Березовский подвергается очень резкой критике. "Некоторые люди просили меня поставить на ней свой автограф, но я отказался", - говорит он.

В ближайшие месяцы Березовский намерен посетить несколько стран. Он с энтузиазмом говорит о возможности встречаться с неординарными людьми по всему миру, что, по его словам, является самым важным капиталом в его жизни.

Однако для этих поездок есть другие, более прозаические причины. Есть повод предположить, что в ближайшие месяцы Березовский будет главным образом находиться в Лондоне, поскольку он намерен отстаивать свои иск о клевете, поданный в Лондоне на "The Forbes" за статью, которая легла в основу книги Хлебникова.

Березовский сожалеет также о невозможности возвращения в Швейцарию, правоохранительные органы которой начали расследование его сделок с "Аэрофлотом".

И хотя он считает себя евреем и когда-то имел израильское гражданство, что вызвало возмущение в политических кругах России, он говорит, что не планирует получить израильский паспорт.

У Березовского сохранилась шикарная вилла на Лазурном берегу, но даже там он не чувствует себя как дома. По его словам, в то время как во Франции иностранцу будет мало и 20 лет, чтобы стать французом, одного года в США достаточно, чтобы стать американцем. Так что он обращает свой взор на США, где этой зимой планирует покататься на лыжах.

Однако слишком рано списывать со счетов влияние Березовского в России и говорить о том, что он туда не вернется. Он вновь вступил в контакт с чеченцами, стремясь выступить в качестве посредника. По словам Березовского, он рассчитывает вернуться в Москву, но только после того, как поймет, что власти не будут оказывать на него политическое давление.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru