В России тоже есть национальные сладости, которые всегда предлагают несведущим иностранцам и продают за границей в качестве символов этой страны. Например, клюква в сахаре. Фильм Никиты Михалкова ?Сибирский цирюльник?, по мнению подавляющего большинства российских критиков, стал именно такой клюквой. Тем более уязвленным почувствовал себя режиссер, когда на его голову не пролился ожидаемый дождь отечественных и зарубежных наград. Его не утешил даже тот факт, что в России его фильм побил все рекорды кинопроката. Впрочем, это не удивительно, ведь его ?Цирюльник? раскручивался так профессионально и целенаправленно как никакой другой отечественный фильм с конца 80-х гг.
Пока по России распространялись копии ?Сибирского цирюльника?, Михалков выступал по всем телеканалам, говоря о России, ?которую мы потеряли?, и которую он хотел воскресить в своем фильме. И не только Россию, но и весь российский кинематограф. Ради этого Михалков был готов забыть даже последнее тяжкое оскорбление: в 1994 г. на Каннском кинофестивале его фильм ?Утомленные солнцем?, позже получивший ?Оскара?, удостоился лишь специального приза жюри. Тогда Михалков заявил, что больше никогда не будет показывать свои фильмы в Каннах, однако в 1999 г. фестиваль открылся показом ?Цирюльника?.
Эта манера поведения - смесь претенциозности, национальной гордости и личной обидчивости - сделала Михалкова олицетворением образа ?нового русского?. Любимые тезисы Михалкова - Россия относится не к Европе, а к Евразии или Россия это византийская Америка - могут подразумевать очень многое, но при этом ничего конкретного. Если фильм ?Утомленные солнцем? был хотя и мелодраматическим, но вполне серьезным изображением сталинского времени, то ?Сибирский цирюльник? стал лишь еще одной иллюстрацией типично михалковского стиля. Если абстрагироваться от существующего клише о русской массовой культуре, (которое подразумевает неиссякаемую тягу русской души к пьянкам и дракам), проявлением стиля Михалкова стало обожествление царского прошлого.
Однако почему Михалков для того, чтобы показать прошлое российское процветание, обратился именно к периоду правления Александра Третьего, остается непонятно даже российским историкам-националистам. Кадетская школа, в которой разворачивается большая часть фильма, стала настоящим воплощением уюта с веселыми юношескими проделками и строго-добродушным начальством. А показанный Михалковым высочайший уровень всеобщего образования, достигнутый к концу 19 века, вероятно, был разрушен только большевистской политикой всеобщей грамотности и электрификации. У Михалкова все от привратника до генерала бегло говорят по-английски. В ?Сибирском цирюльнике? в холодную русскую зиму приезжает девушка из Америки и уже в поезде знакомится с очаровательным юнкером. Судьбоносные обстоятельства препятствуют заключению российско-американского брачного союза, однако эта любовь не остается без логических последствий.
Основной темой фильма является конкуренция двух систем, причем в конце Россия - естественно, ведь это фильм Михалкова - предстает в более выгодном свете. Здесь режиссер доказывает, что является продуктом советского воспитания.
Семья Михалкова любопытным образом представляет собой своеобразное смешение царской и советской аристократии. Его мать родом из известной династии художников, отец - автор слов к советскому гимну. В последнее время имя Сергея Михалкова не сходило с первых полос газет: писатель переделывал текст старого гимна на новый лад. Сам Никита Сергеевич сыграл в ?Сибирском цирюльнике? роль царя Александра Третьего. Два года назад это было воспринято как проявление амбициозности, тем более что Никита, как и его отец, всегда любил держаться рядом с сильными мира сего. Теперь наконец-то выяснилось, что его настоящее предназначение - в олицетворении русского характера, ?русскости?.