События на Украине - это шанс для того, чтобы Путин стал проводить менее жесткую политику
Кремль никак не ожидал подобного развития событий на Украине. На Площади Независимости в Киеве, в разгар "оранжевой революции", слова попросил человек, который представился российским журналистом. Кремль посчитал бы его высказывания антироссийскими: он извинился от имени всех русских и сказал, что не все русские - такие, как президент Владимир Путин. Этот журналист сказал, что он хотел бы увидеть такой же палаточный лагерь, как в центре Киева, на Красной площади в Москве, а президента Путина - на скамье подсудимых вместе с президентом Кучмой.
Для Кремля события на Украине стали поводом для серьезного беспокойства. "Эффективная" политика российских властей, которая заключается в контроле над средствами массовой информации и разгроме оппозиции, привела к победе Путина с результатом в 74% голосов на президентских выборах в России в марте этого года, и напомнила украинцам о том, что демонстрация Россией своей силы может таить в себе опасность. События на Украине - это выражение протеста народных масс, а не ссора среди местных представителей элиты.
Безусловно, российские власти допустили на Украине серьезные просчеты и потерпели поражение. Даже поддерживающие Кремль средства массовой информации, такие, как журнал "Итоги", называют события на Украине "самым большим поражением российской внешней политики за постсоветский период" и осуждают Кремль за отсутствие продуктивных идей.
Но главная опасность возникнет, если и Москва, и Вашингтон будут использовать стереотипы эпохи холодной войны, как они уже делали во время кризиса на Украине. Путин не должен пользоваться такими стереотипами, и поэтому ему следует отвергнуть мысль о том, что приход к власти Ющенко станет частью плана по окружению России враждебно настроенными государствами.
Вашингтон не пытается пощадить чувства Москвы и продолжает гнуть свою линию. В самый разгар кризиса на Украине Пентагон объявил о своем намерении выделить дополнительно 40 млн долларов на программу обучения грузинских военнослужащих. Единственная мировая сверхдержава, как параноик, все еще испытывает страх перед Россией, имеющей устаревшее вооружение. Американские политики предпочитают критиковать российских лидеров как врагов, а не делать их своими союзниками.
Существует тенденция преувеличивать, насколько далеко может зайти Путин. Недавно Путин заявил, что Соединенные Штаты стремятся стать диктатором в международных делах. Но вчера, после встречи с канцлером Германии Шредером, Путин сказал, что он будет работать с любым будущим президентом Украины - и с Ющенко, и с его оппонентом, премьер-министром Украины Виктором Януковичем. Также на прошлой неделе Путин говорил о том, что вступление Украины в Евросоюз не противоречит интересам России. На самом деле, можно добиться баланса интересов России и Запада, и Запад способен принудить Путина перестать быть доктором Джекилом.
Было бы наивно полагать, что после событий на Украине Путин станет проводить менее жесткую политику. Но Путин должен это сделать. Он мог бы уволить тех своих советников, которые порекомендовали ему вмешаться в события на Украине, и показать, он также силен перед лицом неудачи, как и в случае успеха.
Кремль должен перестать использовать антизападную риторику и утверждать, что Запад хочет разрушить Россию, а также должен обратить внимание на развитие демократии в России. В свою очередь, Соединенные Штаты, Евросоюз и НАТО должны осознать, что Россия не будет представлять угрозу, если только ее не загнать в угол. И, возможно, в таком случае и не будет возникать разговоров о том, что нужно создать палаточный городок оппозиции на Красной площади.