В тот самый день, когда в начале этого месяца в прибрежном городе Нетания около торгового центра было убито пятеро израильтян и ранено более 60, официальная палестинская газета Al-Hayat Al-Jadida сообщила, что палестинский лидер Махмуд Аббас одобрил свежий проект финансовой помощи семьям террористов-самоубийц. Семья каждого "мученика" теперь будет получать ежемесячное пособие в размере не менее 250 долларов - вовсе не ничтожную сумму для большинства палестинцев. Все вместе семьи так называемых "мучеников" - погибших, раненных при попытке совершения теракта или содержащихся в израильских тюрьмах - могут получить до 100 млн долларов, указывала Al-Hayat Al-Jadida.
Около 30% бюджета палестинской администрации формируется на основе международных пожертвований, включая солидные суммы из ЕС. Если бы арабское правительство выплатило пособия семьям лондонских или мадридских террористов, то это, вероятно, попало бы в главные новости. Но здесь речь идет о палестинской администрации, и, независимо от того, сколь мало она делает для борьбы с терроризмом, и для того, чтобы научить свой народ сосуществовать с Израилем, она может смело рассчитывать на оправдания с Запада. Они звучат из уст армии ее сторонников на Западе - в прессе, в университетских кампусах и, что тревожит больше всего, в министерствах иностранных дел.
Прошло уже более года с тех пор, как Аббас пришел на смену Ясиру Арафату, который был его боссом на протяжении 40 лет, и многие на Западе сделали все, что в их силах, чтобы "объяснить" провалы Аббаса или закрыть на них глаза. Но если американцы и европейцы действительно заинтересованы в содействии палестино-израильскому миру, пришло время окинуть его деятельность реалистичным взглядом.
Отдельные западные обозреватели поспешили указать на то, что он осудил теракт в Нетании. Но вслушались ли они в его слова? Аббас и вправду осудил теракт-самоубийство в Нетании - но прибегнув к типичным для ПА неадекватным и бесчувственным формулировкам. Он сказал, что теракт "нанес огромный ущерб нашим обязательствам перед мирным процессом" и что он "навредил интересам палестинцев". Он не смог заставить себя сказать, что убийство людей - это просто-напросто плохо.
Его открытый отказ бороться и разоружать террористов в нарушение "Дорожной карты" больше не попадает на страницы западных СМИ, а если и попадает, то его обычно оправдывают и связывают с относительной политической слабостью. СМИ также почти ничего не рассказывают о том, в какой степени палестинская администрация продолжает прославлять террористов.
Типичный пример - возвышение Аль-Моайеда Бихокмиллы Аль-Агды, который убил пятерых израильтян, совершив самоубийственный теракт в декабре 2004 года. Когда пограничный пункт Рафах, где он взровал себя, открылся вновь в начале этого месяца, ПА переименовала его "в честь шахида (мученика) Аль-Агды". Еще у них есть футбольный турнир, носящий имя террориста, который убил 30 человек во время празднования Песаха в Нетании, и школа для девочек, названная министром образования ПА в честь женщины-террористки, унесшей жизни 36 израильских граждан и американского фотографа-натуралиста. (Недавно в школе был сделан ремонт на деньги Агентства международного развития США.)
Примеров можно привести еще много. Сборник стихов, опубликованный министерством культуры ПА, например, посвящен террористу-самоубийце (названном "розой Палестины" в одном из стихотворений), который убил 21 человека в ресторане в Хайфе. Этот сборник распространялся в августе как специальное приложение к ежедневному изданию Al-Ayyam. Большинство редакторов Al-Ayyam были назначены Аббасом.
Заслуживающие доверия неправительственные организации, такие как Palestinian Media Watch, тщательно переводят подобные ненавистнические материалы, но западные журналисты неизменно отказываются сообщать об этом. Они предпочитают держаться за иллюзию того, что нынешнее палестинское руководство действительно стремиться к миру и сосуществованию.
Подобное отсутствие должного освещения в СМИ формирует у многих людей, включая даже тех, кто поддерживает Израиль, ложное представление об Аббасе: они убеждают себя, что после смерти Арафата палестинская администрация претерпела фундаментальные изменения к лучшему. Можно выдавать желаемое за действительное, но нельзя скрыть тот факт, что коренная причина палестинского терроризма - это руководство ПА.
Палестинская администрация иногда заходит так далеко, что искореняет даже самые символичные жесты сосуществования с Израилем. Вспомните футбольный матч в прошлом месяце, устроенный Центром мира Шимона Переса, когда израильские и палестинские звезды футбола сыграли вместе в объединенной "команде мира" против "Барселоны". Они играли хорошо, проиграв лишь 2:1 на знаменитом барселонском стадионе Nou Camp в присутствии 31820 зрителей, включая многих знаменитостей. Однако по приказу палестинской администрации Палестинская футбольная ассоциация объявила, что накажет палестинских игроков за то, что они посмели принять участие в таком матче.
Тем временем в последнее время палестинские боевики начали вести обстрелы модернизированными ракетами "Кассам" (с увеличенным диаметром и дальностью полета), которые впервые долетели до Ашкелона и израильских поселков, до сих пор находившихся вне досягаемости для палестинских ракет. Не менее зловеще выглядит и то, что палестинская администрация разрешает свободное проникновение террористов и оружия через только что открывшуюся границу между сектором Газа и Египтом.
Так с чем же это все нас оставляет?
Общепринятой точкой зрения, и особенно в СМИ, остается взгляд на израильское правительство и народ как на своего рода главное препятствие к миру. Истина, однако, в том, что израильтяне отчаянно жаждут мира. Почти никто в Израиле уже не противится идее палестинского государства. Но как много палестинцев в действительности принимают идею еврейского государства?
Как ни печально, почти все свидетельства говорят о том, что большинство не принимает. На последних внутрипартийных выборах в "Фатх" к победе пришли те кандидаты, которые более всего выступают против мира с Израилем. Другие палестинцы поддерживают даже не "Фатх", а еще более экстремистский "Хамас", который получил очень высокие результаты на местных выборах на Западном берегу на прошлой неделе.
Нужно надеяться на то, что со временем настроения палестинцев изменятся. Когда это произойдет, по взаимной договоренности можно будет провести границы. Но было бы опасно и глупо предполагать, что необходимые изменения уже произошли, а пока их не случилось, у израильтян нет никого выбора, кроме как ставить соображения безопасности превыше всего и сохранять за собой право определять собственные границы.
Гросс - бывший корреспондент Sunday Telegraph в Иерусалиме