Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 февраля 2008 г.

Том Шенкер | The New York Times

Аварийного спутника больше нет, но вопросы остались

В четверг была обнародована видеозапись операции ВМФ по уничтожению пришедшего в негодность спутника-шпиона: можно видеть, как ракета-перехватчик возносится в небо, оставляя за собой яркий шлейф из горящего топлива; затем вспышка, огненный шар, столб пара. Туча обломков не оставляет особых сомнений в том, что ракета ударила прямо в цель над Тихим океаном - в спутник, закончивший свои дни на околоземной орбите, на высоте 130 с лишним миль.

Но сомнения другого рода пока не рассеиваются. Их высказывают политологи, некоторые политики и ученые, а также довольно большое число иностранных держав, особенно Китай и Россия.

Следует ли населению мира облегченно вздохнуть, обрадовавшись, что риск падения полутонны замороженного токсического ракетного топлива в непредвиденном месте миновал? Или людям, наоборот, следует встревожиться из-за новейшей демонстрации технических достижений США, увидев в ней почти не завуалированные испытания секретного антиспутникового оружия?

Министр обороны США Роберт Гейтс, в среду лично отдавший приказ сбить спутник, в четверг встретился с журналистами на Гавайях и сообщил, что готов поделиться с Китаем некоторыми деталями операции, дабы развеять его обеспокоенность, будто обломки все равно представляют потенциальную опасность. Адмирал Тимоти Дж. Китинг, командующий американскими силами в Тихоокеанском бассейне, также связался с несколькими странами региона, дабы разъяснить эту операцию.

Коснувшись дипломатических отношений, высокопоставленные представители администрации США отмели вопросы, поднятые китайской и российской сторонами, а также некоторыми экспертами по контролю вооружений, - а именно, гипотезу, что в действительности имели место испытания космического оружия. Они указали, что ракета, которая использовалась при операции, - ракета-перехватчик SM-3, стоящая на вооружении ВМФ США, - была сконструирована для отражения небольших по масштабу наступательных залпов баллистических ракет, так что ее пришлось перепрограммировать для выполнения данной неожиданной задачи - задачи, с которой власти вряд ли столкнутся вновь.

Когда речь идет о противоракетной обороне, ракета-перехватчик должна отыскать раскаленную вражескую боеголовку в момент, когда та описывает дугу на относительно короткой баллистической траектории; эту задачу часто формулируют как "попасть пулей в пулю". Но в данном случае цель - гораздо крупнее по размеру, чем боеголовка, величиной почти что в школьный автобус - обращалась вокруг Земли по предсказуемой траектории, совершая примерно 16 оборотов за сутки.

И все же операция была довольно рискованная. Требовалось попасть в "яблочко" - а именно, в топливный бак, который был всего около 40 дюймов в поперечнике.

И, хотя в прошлом американцы уже поражали цели во внеземном пространстве в порядке испытаний - так, в 1985 году был уничтожен спутник для демонстрации антиспутникового оружия, которым был оснащен самолет-истребитель, - эти попытки относительно редко и с большими перерывами заканчивались успешно.

Удачное поражение цели в космосе в эту среду убедительно доказало, что у военных есть сила, которая не безотказна, но вполне надежна и гибка; несомненно, по поводу ее наличия возникнут споры, и каждая сторона сможет апеллировать к случившемуся.

Операцию осуществили корабли ВМФ. Таким образом, Соединенные Штаты в силах применять эту силу как им заблагорассудится на трех четвертях земного шара.

Ракета-перехватчик - элемент системы ПРО - была переделана в антиспутниковую за месяц с небольшим. Никаких дорогостоящих научных исследований и конструкторских разработок не понадобилось. Никаких сражений с Конгрессом за ассигнования. Ничего не пришлось начинать с нуля, выписывая формулы на доске где-то в лаборатории.

Это демонстрация гибкости военных вызовет оторопь у любого противника.

"То была неизведанная сфера, - отметил генерал морской пехоты Джеймс И. Картрайт, вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США. - Техническая сложность здесь была на весьма высоком уровне".

Как отметил генерал Картрайт, были задействованы важные элементы системы ПРО Соединенных Штатов, особенно сенсоры.

"Это был ключевой элемент, заимствованный нами из системы ПРО", - сказал он.

По словам Картрайта, чтобы подготовить к операции ракету-перехватчик, "мы добавили много аппаратуры. Несколько модифицировали программное обеспечение, чтобы перехватчик смог атаковать спутник".

Рики Эллисон, президент Missile Defense Advocacy Alliance - одной из самых энергичных организаций, ратующих за развитие обороны от баллистических ракет, - расхвалил операцию в несколько выспреннем стиле.

"Применение элементов системы ПРО для уничтожения вышедших из строя спутников, или баллистических ракет, или даже метеора из космоса, представляющего опасность для жизни людей, стало реальностью, и это большое свершение человечества", - сказано в заявлении, распространенном организацией.

Однако даже эта успешная операция ни в коей мере не доказывает, что Соединенные Штаты могут не опасаться ядерной агрессии или могут делать в космосе все, что им заблагорассудится.

Гейтс, приступая к череде встреч в Азии, которые продлятся неделю, сказал, что спор о работоспособности американской системы ПРО "остался в прошлом", но пока неясно, против каких конкретных типов ракетных атак может быть использована эта система.

"Вопрос о том, работает ли эта система, разрешен, - сказал Гейтс на Гавайях после экскурсии по эсминцу "Расселл", который участвовал в операции по уничтожению спутника. - Теперь вопрос в том, против какого типа угроз ее можно применять, насколько может быть широк масштаб этих угроз и их техническая изощренность".

Согласно заявлениям Белого дома и Пентагона, опасность, исходившая от вышедшего из строя спутника Национального управления военно-космической разведки США, была связана с его топливом - гидразином. Пройдет от 24 до 40 часов, прежде чем официальные лица смогут уверенно утверждать, что топливный бак был пробит и гидразин больше не опасен.

Однако, сказал член Палаты представителей Эдвард Дж. Марки (демократ, Массачусетс), член комитета Палаты представителей по вопросам безопасности отечества, "негативные геополитические последствия этой операции по перехвату спутника могут оказаться намного масштабнее, чем любой ущерб от выброса химических веществ в случае падения спутника".

Марки отметил: "Решение администрации Буша уничтожить спутник при помощи ракеты основывалось на сомнительных соображениях "безопасности"; оно представляет большую опасность, так как сигнализирует о начале, так сказать, "сезона охоты" - другие государства решат, что вольны испытывать оружие, которое может быть применено против наших спутников. Россия и Китай наверняка воспримут эту операцию как доказательство того, что США уже ведут гонку вооружений в космосе, а им самим надо догонять американцев".

Китайская сторона в четверг предостерегла, что действия ВМФ США могут нести риск для безопасности внеземного пространства. Лю Цзяньчао, официальный представитель Министерства иностранных дел КНР, сказал на пресс-конференции в Пекине, что Соединенным Штатам следует немедленно поделиться с другими странами данными о траектории оставшихся обломков спутника.

Как сообщило Associated Press, Лю сказал: "Китай постоянно и внимательно отслеживает потенциальный ущерб, нанесенный действиями Соединенных Штатов безопасности во внеземном пространстве и странам, которые это затрагивает".

В статье использованы материалы Марка Маззетти с Гавайев и Кейта Бредшера из Гонконга

Также по теме:

Звездные войны - новые последствия (Süddeutsche Zeitung)

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru