После сокрушительного поражения в Гамбурге немецкие христианские демократы потеряли контроль над коалицией, пишет The Guardian. И хотя проигрыш в Гамбурге представлялся Христианско-демократической партии неизбежным, его сокрушительный характер стал тяжелым ударом для Меркель. "Неизбежно напрашивается вывод, что лучшие дни Ангелы Меркель позади. Самая могущественная женщина Европы оказалась перед началом конца. Оглядываясь назад, она будет вынуждена признать, что поражение в Гамбурге стало поворотным пунктом в ее политической карьере", - полагает Джейкоб Аугштейн.
План Меркель заключался в смещении христианских демократов максимально близко к центру, чтобы они могли вступать в коалицию практически с любой партией. До некоторых пор казалось, что этот план сработает, и правительство христианских демократов станет нормой для Германии. "Однако теперь оказывается, что ее план был небезупречен. В Гамбурге "зеленые" отвернулись от консерваторов и дали первой коалиции такого рода развалиться. Разница между патриархальной буржуазной культурой электората христианских демократов и экзальтированной аудиторией "зеленых" в конечном итоге оказалась слишком большой", - отмечает газета.
"После провала консервативно-зеленой коалиции в Гамбурге христианские демократы в других районах страны дважды подумают, прежде чем заключать соглашения с "зелеными". Если из воскресных выборов и можно извлечь урок, то он будет таким: крупные партии проигрывают от подобных договоренностей, тогда как малые - выигрывают. В дальнейшем поиске партнеров по коалиции Меркель будет сильно зависеть от злополучного главы МИДа и лидера либерал-демократов Гвидо Вестервелле, а воскресшие социал-демократы и несгибаемые "зеленые" могут вновь начать мечтать о безмятежных временах Герхарда Шредера и Йошки Фишера", - пишет газета.
Эксперты считают следующие выборы - в Баден-Вюртемберге - гораздо более значимыми и показательными: если картина окажется такой же, как в Гамбурге, можно будет говорить о появлении новой и первой в своем роде "зелено-красной" коалиции. Приведет ли это к серьезным переменам в политике - другой вопрос, признает журналист. Девиз, которым, похоже, все чаще руководствуются немецкие политики и избиратели, гласит: реальная политика может помочь проиграть, но не победить на выборах.