В преддверии президентских выборов в России инвесторы сочли риски, связанные с волной протестов, делом прошлого: победа Путина в первом туре их полностью устраивает, пишет пресса. Протестные настроения продолжают тлеть, и наблюдатели прогнозируют "более жесткие рамки" для СМИ после выборов: Путину ни к чему, чтобы "Эхо Москвы" и "Дождь" превращались в стержень революционного движения.
"Складывается впечатление, что инвесторы сочли риски, связанные с волной протестов в России, делом прошлого", - пишет Кэтрин Белтон в блоге The Financial Times. Российские фондовые индексы в этом году подскочили на 20% на РТС и на 11% на ММВБ. Индексы повысились после резкого падения на 11% в декабре, когда беспрецедентные демонстрации отпугнули инвесторов, напоминает издание.
"Оценки политических рисков определенно идут вниз, инвесторы видят результаты последних опросов, которые показывают, что Путин явно одержит победу в первом туре. Это прекрасно устраивает инвесторов", - сказал Крис Уифер, главный стратег ИК "Тройка Диалог".
Аналитики считают, что иностранные инвесторы начнут возвращаться в Россию с новой силой, если Путина изберут в первом туре. Второй тур может продлить неопределенность. Дальнейший рост будет зависеть от реформ, на которые пойдет новое правительство Путина, пишет автор статьи.
По случаю предстоящих президентских выборов в России возрождены советские механизмы "агитпропа", сообщает La Tribune. По всему Уралу в выходные появились огромные рекламные плакаты с логотипами крупных промышленных групп: на них нет ни имени, ни фотографии Путина, однако использовано ключевое слово предвыборной кампании премьер-министра - "стабильность".
Начиная с января многие государственные и частные компании по всей стране мобилизуют своих сотрудников для участия в манифестациях в поддержку Путина. Речь идет о проверке на лояльность не только по отношению к премьер-министру, но и по отношению к местным властям, тоже подвергающимся давлению со стороны Кремля, говорится в статье.
Некоторые предприниматели отмежевываются от всеобщего порыва преданности, продолжает журналист, например, банкир Александр Лебедев предложил в совет директоров "Аэрофлота" кандидатуру ненавистного Кремлю блоггера Алексея Навального. А в прошедшую пятницу по странному совпадению банк Лебедева подвергся массированному десанту ФСБ и контролеров из ЦБ, отмечает издание.
В свою очередь, состязающийся с Путиным в президентской гонке миллиардер Михаил Прохоров пожаловался, что его афиши незаконно срывают. Правда, на них нет слова "стабильность": Прохоров предпочитает "развитие".
Депутат Госдумы Роберт Шлегель решил выяснить, на какие деньги финансировались митинги оппозиции в декабре, повествует обозреватель Foreign Policy Юлия Йоффе. Он попытался выяснить, кто финансирует телеканал "Дождь", обратился в Генпрокуратуру, и та по его запросу затребовала у "Дождя" документацию. Известие об этом вызвало беспокойство, так как ранее "Дождь" подвергался нажиму властей - одно из ведомств заинтересовалось трансляциями с митингов 5 и 6 декабря.
Йоффе напоминает и о перетряске совета директоров радиостанции "Эхо Москвы". Теперь, когда положение Путина становится все более шатким, премьеру определенно ни к чему, чтобы такие СМИ, как "Эхо", превращались в стержень революционного движения. Атакам подверглись также журналы "Коммерсант-Власть" и "Большой город". Автор видит и другие приметы закручивания гаек: увольнения на НТВ, закрытие передач на Первом канале и MTV, высылка Анны Нива, проверка в банке, где есть счет у Навального.
"Может быть, это только совпадения?" - вопрошает автор. Или чрезмерное усердие чиновников на местах? Нет, политтехнолог Глеб Павловский полагает, что налицо "четко очерченная тенденция", пишет Йоффе. "По-моему, она призвана после выборов загнать СМИ в более жесткие рамки", - сказал Павловский. По его мнению, к прессе станут придираться на основе юридической казуистики или обвинений в аморальном содержании. Будет оказываться нажим на интернет-провайдеров, советы директоров, владельцев СМИ. Самое гениальное состоит в том, что "все эти меры - не цензура", подчеркнул Павловский.
"Владимир Путин никогда не был большим поклонником интернета", - замечает Джейкоб Гронхольт-Педерсен в блоге The Wall Street Journal, но тут глава его предвыборного штаба Станислав Говорухин, проявил еще больше скептицизма: в интервью национальному телевидению он назвал интернет "помойкой" и заявил, что он контролируется Госдепартаментом США.
Премьер-министр и кандидат в президенты России столкнулся за последние месяцы с волной массовых протестов, организованных преимущественно с помощью социальных сетей. "Однако похоже, что это не вызвало у Путина интереса к онлайн-общению со своим электоратом", - сетует автор.
Французское издание Ouest-France публикует интервью с писательницей Людмилой Улицкой, которая "удивлена невиданным размахом протестного движения в России". "С одной стороны, недовольство властью зрело уже давно, но я предполагать не могла, что оно пойдет по такому "мягкому" пути: в этом новом движении нет агрессии - нет ни разбитых витрин, ни горящих машин. Впервые на моей памяти власть подвергается осмеянию. Когда человек смеется, места для страха не остается. Я объясняю эту перемену тем фактом, что выросло новое поколение, которому неведом страх перед властью", - сказала Улицкая.
По ее мнению, на Болотной площади, где впервые собрались люди самых разных взглядов, зародилось гражданское общество. Людмила Улицкая с радостью отметила факт активного участия женщин в протестном движении. "Россия - страна очень красивых женщин, выдающихся во всех отношениях, но подчас очень несчастных", - полагает писательница.
Улицкая считает, что закручивание гаек в России в связи с президентскими выборами уже началось, подтверждение тому - недавняя "атака" на "Эхо Москвы". "Боюсь, что власть будет ожесточенно защищаться. Любопытно: прийти к власти проще, чем уйти из нее. Прошлогодние события в арабском мире это ясно продемонстрировали. Достойный и благородный уход - очень большая редкость", - отметила писательница.
Она признала, что по сравнению с советской эпохой сейчас в России "разгул" свободы мнений, "однако власть пытается задушить СМИ, и это ей удается". Что касается художественного творчества, то Россия переживает беспрецедентный исторический момент отсутствия литературной цензуры, сказала Улицкая.