Дело Бородина оказывает негативное влияние на непрочное равновесие в отношениях между Москвой и новой Америкой республиканского лидера.
Шахматная партия между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным, которая будет продолжаться в ближайшие четыре года и в которую очень часто будут вовлечены и другие страны, началась задолго до ареста на американской территории Павла Бородина.
Утром в среду 3 января ?Вашингтон Таймс?, издание, как говорят, близкое к американским спецслужбам, публикует редакционную статью, содержащую весьма тревожную информацию: российские военные перебросили в Калининградскую область ядерные тактические ракеты с радиусом действия до 100 км. Речь идет о серьезном обвинении. Бывший Кенигсберг, отошедший к Советскому Союзу в 1944 году, это не только город Эммануила Канта, но, что на сегодняшний момент имеет гораздо большее значение, родной город ?первой леди? Людмилы Путиной. Этот клочок российской земли, волей истории отдаленный от Отчизны на 400 км, приютившийся между границами Польши и Литвы, является важной военно-морской базой, а с недавних пор стал еще и одним из центров криминальных элементов. Здесь свирепствует СПИД: распространение этой болезни уже невозможно контролировать. Былая мечта о ?Балтийском Гонконге? трансформировалась в преграду на пути процесса расширения ЕС и возможного продолжения процесса расширения Североатлантического альянса. Москва сразу же опровергла сообщение о переброске ракет. Она также отклонила гипотезу о том, что речь идет о превентивных мерах, направленных против вступления прибалтийских государств в НАТО. С опровержением подобных идей выступил сам Путин. Швеция от лица всех европейских стран подтвердила следующее: информацию, опубликованную в ?Вашингтон Таймс?, пока следует считать безосновательной. Кроме того, побывавший на днях в Москве комиссар ЕС Крис Паттен, обсуждал калининградскую тему, но не затрагивал вопрос о ракетах.
Эксперт по военным вопросам Александр Гольц еще до ареста Бородина изложил российскую интерпретацию данной проблемы. Американские службы сыграли на опережение - они устроили провокацию, и Кремль на нее клюнул. Буш, как известно, является сторонником дальнейшего расширения НАТО, и вызывающий опасение ядерный ?ответ? из Калининграда, вероятность которого Владимир Путин полностью исключил, теперь будет еще менее осуществимым. Таким образом, предвыборные обещания Буша не будут нарушены.
?Операция Калининград?, как ее называют в Москве, лишь предупреждает о том, что может произойти в будущем. Сдержанная позиция Путина в отношении дела Павла Бородина свидетельствует, что российский президент не хочет и не может себе позволить пойти на конфликт с республиканской Америкой. Буш, в свою очередь, продолжает уходить от однозначного ответа, громогласно заявляя, что ?он пока не выработал подхода? к будущим отношениям с Россией. Однако команда сотрудников, подобранная новым хозяином Белого дома, и, прежде всего, масштабность разногласий, подстерегающих двух президентов, совершенно оправданно рассматриваются европейскими странами как сигнал тревоги.
Космический щит
Мало кто сомневается в том, какие решения будет принимать новая американская администрация: несмотря на необходимость инвестирования огромных средств, трудности технического характера, которые еще предстоит преодолеть, Джордж Буш и его команда твердо намерены развернуть над Америкой антибаллистический зонтик.
Российская сторона, в свою очередь, так же твердо стоит на своих позициях. По ее мнению, не следует предавать забвению договор по ПРО от 1972 года, запрещающий развертывание подобных систем, а надо совместно искать ответ на новые угрозы, которые уже больше не исходят от Северной Кореи. В случае же, если Соединенные Штаты все же решатся на односторонние меры, Москва денонсирует договоры о ядерном разоружении и присоединится к Пекину в поисках адекватных ответных мер.
Европейцам более близка позиция русских, нежели американцев, поскольку они боятся оказаться в самом центре новой гонки ядерных вооружений. Но, в действительности, речь идет не об отдаленной угрозе. Команда Буша делает ставку на проект, не имеющий ничего общего с планом, возможность осуществления которого с такой осторожностью обсуждал Клинтон: они рассматривают проект развертывания антибаллистической системы на военно-морских кораблях. В перспективе эта система сможет ?прикрыть? союзников США в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. В таком случае, американский ядерный арсенал может быть сокращен до 1500 боеголовок или даже до 1000 боеголовок в рамках давно требующей обновления философии ядерного сдерживания.
Россия может извлечь для себя из этого нечто полезное. Москва также стремится сократить свои арсеналы до 1500 единиц по очень простой причине: отсутствие необходимых финансовых средств, по оценкам экспертов, не позволит ей к 2010 году удержаться на этом уровне. Китай действительно опасается того, что Тайвань превратится в защищенную зону. Вместе с тем, создание ?космического щита?, развернутого над миром, предоставит русским большие теоретические возможности участия в проекте. Иными словами, в конце тоннеля просматриваются очертания новой серии переговоров. Европа ?болеет? за компромисс, надеясь на то, что общий климат отношений между США и Россией не помешает его достижению.
Балканы
Джордж Буш подтвердил информацию о том, что Соединенные Штаты без спешки и после предварительных консультаций с атлантическими союзниками сократят (или аннулируют?) свое военное присутствие в регионе, передав решение этого жгучего политического вопроса европейским соседям. Россия должна была бы радоваться, но это не происходит. В настоящее время Москва рассматривает американское военное присутствие как гарантию стабильности в Европе, в том числе и на Балканах. Вместе с тем, это не мешает Кремлю активно протестовать против политики НАТО в Косово, где дислоцированы 300 российских военнослужащих, и требовать пересмотра соглашений с Белградом, заключенных до размещения миротворческого контингента в Косово.
Установление демократии в Сербии на руку Москве, которой, однако, не удалось сохранить свое участие в балканской игре, как ей того хотелось бы. Что касается Буша, то его на Балканах поджидают, скорее, проблемы, связанные с европейцами и опасностью ослабления сплоченности в рядах НАТО.
Поставки оружия Ирану
Именно администрация Клинтона выступила с резким протестом после того, как сразу же после новогодних праздников Москва объявила о намерении возобновить поставки оружия Ирану, позабыв о предшествующем соглашении с Вашингтоном. У России и Ирана схожие стратегические интересы в регионе Каспийского моря и Средней Азии. Москву и Тегеран объединяет оппозиция в отношении афганских талибов и понимание Ираном происходящего в Чечне. Сотрудничество с Тегераном может оказаться полезным в большой игре по строительству крупных нефте- и газопроводов. Кроме того, Москва нацелилась на 10 миллиардов долларов, которые Иран получил в прошлом году благодаря высоким ценам на нефть: Эльдорадо для российского оружия по специальной цене.
Если Клинтон выразил свой протест достаточно корректно, то от Буша можно ожидать самой бурной реакции. К тому же, русские практически завершили работы по созданию первого атомного реактора на иранской АЭС в Бушере и теперь готовы оказать содействие в создании второго реактора. Как говорят в Москве, речь идет о чистой атомной энергии, не имеющей ничего общего с оружием массового уничтожения, если бы это было не так, то именно Россия, в первую очередь, оказалась бы в угрожающем положении. Можно биться об заклад, что, несмотря на то затухающий, то активизирующийся диалог с иранскими ?реформаторами?, республиканский Белый дом не удовлетворится объяснениями Кремля.
Долги и помощь
Еще до вступления в должность, Джордж Буш заявил, что время ?легкой помощи? России прошло. Москва может рассчитывать на деньги Международного Валютного Фонда лишь после объявления реальной войны коррупции, возобновления процесса реформ и создания законодательства, которое бы защищало интересы иностранных инвесторов. Прежде всего, естественно, американских. По несчастливому стечению обстоятельств, именно когда Буш делал свои заявления, Москва объявила о своей неспособности в срок погасить задолженность по текущим счетам Парижскому Клубу. Если России не удастся добиться более благоприятных условий погашения долгов бывшего СССР, заявили ответственные за данный вопрос министры, российская экономика окажется на грани коллапса, валютные запасы сократятся до минимума, и новый кризис рубля станет неизбежным.
Германия, основной кредитор России, выступила с угрозой заблокировать участие России в саммите ?восьмерки?, который состоится в Женеве в июле нынешнего года. МВФ заявил о солидарности c Парижским Клубом. Также поступила и Америка. А затем взорвалась бомба под названием ?Бородин?. Путин отдал приказ об отступлении, и теперь новая формула должна быть выработана в течение трех недель: вполне вероятно, что будет осуществлен возврат к графику выплат платежей одновременно с требованием о реструктуризации долга. Между тем, над российским правительством сгущаются тучи самых пессимистичных прогнозов, подготовленных экспертами из самого же правительства. Исходя из этого, вряд ли стоит рассчитывать на то, что Джордж Буш даст себя растрогать.
Другие источники противоречий? Тед Тернер, основатель Си-Эн-Эн, предпринимает настойчивые попытки войти в число акционеров российского телеканала НТВ, который, в свою очередь, осуждает Кремль за необоснованное давление на телеканал. Любая угроза свободе печати вряд ли понравится Западу.
Кроме того, не будет позабыта и трагическая история гибели АПЛ ?Курск? в августе прошлого года: теория столкновения с натовской подводной лодкой лишена всякого основания, однако русские продолжают настаивать на этой версии. Все еще продолжается и становится все более ожесточенной партизанская война в Чечне. Есть Ирак: Москва хотела бы его реабилитировать, но у Буша и Колина Пауэлла есть еще и личные счеты. Каждая их этих глубинных бомб может всплыть на поверхность, если появятся сложности в урегулировании основных спорных вопросов. И тогда проявится истинная суть дела Бородина: камень, упавший (или брошенный) на чашу весов нарушит хрупкое равновесие.