Между семейством Толстых и российским государством сложились отношения, больше напоминающие войну, чем мир. Молодой граф Владимир Толстой, отец такого же многочисленного семейства как и его знаменитый предок, вначале работал корреспондентом в ?Комсомольской Правде? и затем стал директором музея-усадьбы в Тульской области, где в свое время жил великий Лев Толстой. Владимир Толстой направил российскому министру культуры Михаилу Швыдкому петицию с протестом против назначения нового директора музея Льва Толстого в Москве.
Сотрудники музея-усадьбы в Ясной Поляне и члены семьи Толстых упрекают министра в том, что он не посоветовался с ними относительно назначения Виталия Ремизова на эту должность. Владимир Толстой говорит, что в период пребывания на должности заместителя директора музея в Ясной Поляне Ремизов проявил себя, как нечестный чиновник: ?Это все равно, что пустить козла в огород, - пишет Толстой. - Он разграбил фонды музея-усадьбы: в день моего назначения директором в 1994 году, он ушел в отставку и унес с собой все научные труды, многие десятки томов, посвященные творчеству моего предка?.
Толстой обвиняет Ремизова и в том, что он намеревался строить виллы для новых русских на территории усадьбы. К моменту назначения Толстого директором музея вырубка лесов уже началась. Сегодня Владимир Толстой предлагает объединить все музеи Льва Толстого под своим единым руководством.
Министр культуры воспринял заявления Толстого достаточно критично: ?Я сомневаюсь в том, что такой краснобай, каков Владимир Толстой, в состоянии руководить всеми этими музеями. До сегодняшнего дня музей в Ясной Поляне не подготовил ни одной серьезной экспозиции. Потомки Толстого, большинство которых проживают во Франции и Соединенных Штатах, стремятся лишь к тому, чтобы приватизировать усадьбу. Простите меня, но Ясная Поляна является частью национального достояния?.
Между тем, Владимир Толстой, получивший назначение на должность директора музея-усадьбы после опубликования критической статьи о том, как управляется усадьба, объявил о прекращении любого сотрудничества с московским музеем по совместным программам. Таким образом, была аннулирована практически готовая экспозиция, которую планировалось представить в этом году в Шотландии и Италии.