Европейский союз должен снизить свою зависимость от российских нефти и газа, уменьшив потребление энергии и разработав альтернативные источники поставок, считает президент Румынии Траян Башеску.
В интервью Financial Times Башеску призвал Евросоюз принять меры к тому, чтобы стать менее уязвимым для российского политического давления, в частности перед лицом таких событий, как решение Москвы прекратить поставки газа в ходе прошлогоднего спора с Украиной или перерыв в поставках нефти в этом году, во время ссоры с Белоруссией.
Башеску заявил: "В долгосрочной перспективе наличие единственного энергетического поставщика противоречит европейской концепции рыночной экономики. У нас должна быть конкуренция. Даже если для этого требуются масштабные инвестиции, мы должны создавать условия для конкуренции, потому что это не только увеличивает конкуренцию, но порождает свободу для наших решений".
Президент выразил поддержку планируемому трубопроводу "Набукко" для транспортировки газа с Каспийского моря в Центральную Европу через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Он также выступил за единую энергетическую политику: "Когда у одной европейской страны возникнут трудности, все страны ЕС будут в трудном положении. По этой причине мы широко пропагандируем идею о необходимости единой энергетической политики".
Башеску, бывший капитан танкера, занимавший пост мэра Бухареста до своей триумфальной победы на президентских выборах в конце 2004 года, уверенно говорит на английском и румынском языках на разные темы, от глобальной энергии до внутренней коалиционной политики. Искренний политик, он редко действует осмотрительно, хотя и отказался повторить свои недавние высказывания, в которых он сравнивает "Газпром" с Советской армией. "Давайте забудем об этом в сегодняшнем интервью", - сказал он с улыбкой.
Башеску гордится вступлением Румынии в ЕС, к которому страна, вместе с соседней Болгарией, присоединилась 1 января. В интервью, которое он дал на прошлой неделе в президентском дворце, он сказал: "Теперь румыны чувствуют, что выбрались из серой зоны. Они чувствуют, что стали частью западного мира".
Он отверг опасения, которые звучат в Брюсселе, что, мол, Бухарест теперь может расслабиться в отношении завершения реформ, включая меры по борьбе с коррупцией. "В Румынии политики, находящиеся у власти, понимают, что мы завершили только один этап, а предстоит следующий, который может оказаться более трудным. Уверяю вас, что и я, и правительство полны решимости продолжать процесс модернизации Румынии".
Башеску быстро разделался с предположениями, что стране будут мешать постоянные трения между ним и премьер-министром Калином Таричану и их партиями, образующими правящую коалицию. Однако он заявил, что его долг делать разногласия публичными, и повторил прежние призывы к досрочным парламентским выборам, на которых Демократическая партия, по его расчетам, может добиться успеха.
Башеску ответил на заявления Брюсселя о том, что вступление Румынии в ЕС привело в европейскую политику большой отряд правых политиков, ведь националистическая партия "Великая Румыния" получает места в Европейском парламенте. Президент заявил, что в Румынии экстремистские партии не сильнее, чем в других странах ЕС, и в последние пять лет они потеряли поддержку, благодаря экономическому прогрессу и повышению уровня жизни.