По образованию Виталий Калоев архитектор. Но он уже давно оставил эту профессию. Насколько давно, можно установить точно - 2 июля 2002 года, в день, когда в аэропорту Барселоны Калоев узнал о гибели своей жены Светланы, десятилетнего сына Константина и четырехлетней дочери Дианы. Семья летела к нему в Испанию, где он тогда работал. За полчаса до полуночи над Боденским озером столкнулись самолет "Башкирских авиалиний" и грузовой лайнер компании DHL. Все пассажиры, 71 человек, погибли вследствие ошибки, допущенной авиадиспетчером Петером Нильсеном. 24 февраля 2004 года Виталий Калоев его зарезал. В состоянии аффекта, говорили адвокаты. Преднамеренно, решил швейцарский суд и осудил Калоева на восемь лет лишения свободы.
Теперь 51-летний Калоев снова вышел на работу. В понедельник он занял должность заместителя министра строительства принадлежащей России кавказской республики Северная Осетия. Этот пост предложил ему президент республики Таймураз Мамсуров, называет который Калоева "братом". Предложил, будто речь идет о рутинном кадровом назначении, сказал Ахсарбек Ходов, тоже заместитель министра строительства. О своем новом коллеге он говорит: "Это грамотный специалист, профессионал и коммуникабельный человек". Сам Калоев тоже считает свое назначение "нормальным и обычным". Однако необычным было уже его возвращение на родину, которое стало возможным после отбытия двух третей тюремного срока, когда суд высшей инстанции сократил ему наказание до пяти лет и трех месяцев. В Москве его встречали как героя. Антизападная путинская молодежная организация "Наши" приветствовала Калоева как "настоящего человека", как "одного из нас". Таким образом самосуд, устроенный Калоевым, был истолкован как акт самообороны против Запада.
Встреча Калоева в московском аэропорту и появившиеся в связи с ней комментарии свидетельствуют, что большая часть российского населения не только солидарна с осетинским архитектором, но и видит в нем нового героя, писала экономическая газета RBK daily. Газета прошлась по российским либералам, которые верят в непредвзятость западных органов власти и осуждают Калоева, которому, по их мнению, следовало бы оставаться дома и ждать справедливости от швейцарского суда. Газета "Известия", в свою очередь, одобрила "открытые сильные чувства" Калоева, которые внушили Западу страх.
Открытым остается вопрос, что сказала бы российская властная элита об этих "открытых сильных чувствах", если бы они проявились в собственной стране - иными словами, если бы все те, кто из-за недееспособности или бесчувственности бюрократов потерял родственников в несчастных случаях и терактах, прибегли к самосуду. В Северной Осетии, на родине Калоева, вину за огромное количество жертв при захвате заложников в бесланской школе люди возлагают далеко не только на террористов, но и на силы безопасности. Подобного развития событий необходимо избежать. Иначе новых героев окажется слишком много.