The Financial Times анализирует завершившийся недавно газовый конфликт и приходит к выводу, что проигравших в нем гораздо больше, чем победителей.
Прямые потери "Газпрома" издание оценивает в 1,5 млрд долларов, указывая также на серьезный ущерб репутации газового монополиста: самый сильный удар пришелся по наиболее преданным клиентам "Газпрома" – Болгарии, Сербии и Словакии. Уже известно, что премьер-министр Болгарии Сергей Станишев намерен потребовать компенсацию в виде дополнительных поставок газа по сниженной цене, а местные политики "с гораздо большим энтузиазмом заговорили об обеспечении альтернативных каналов поставки энергоносителей".
Украина понесла крупные финансовые потери, а кроме того, проявила несогласованность в высших эшелонах власти и неспособность выработать последовательную позицию в газовом споре. Впрочем, "несмотря на массированную пиар-кампанию, ... Москве по большей части не удалось убедить европейцев, что вина целиком лежит на Киеве", - пишет газета. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу "не мог скрыть злобу" на обе страны, сказав: "Я этого не забуду".
Что касается "чистых победителей", то ведущий стратег московского инвестиционного банка "Уралсиб" считает таковыми среднеазиатских производителей газа и консорциум Nord Stream, передает The Financial Times.