Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 июля 2003 г.

Винфрид Дидцоляйт, Дорк Кох | Der Spiegel

Новая самостоятельность

Будут ли русские вести расчеты по экспорту нефти и газа в евро, а не в долларах? Европа напрягает мускулы ? американцы удивляются.

Романо Проди увенчал обед, на который он в начале июля пригласил 25 брюссельских послов расширенного Европейского союза, политическим лакомством. Имея хорошие связи в Москве, сказал за столом президент Еврокомиссии, он исходит из того, что Россия в скором времени перестанет вести расчеты за экспортные поставки нефти и газа в долларах США и перейдет на евро. Путин, мол, собирается радикально укреплять связи с ЕС.

Это стало бы триумфом европейцев и тяжелым ударом по Соединенным Штатам. Ведь сила американцев базировалась, в частности, на до сих пор неоспоримом господстве доллара как ключевой валюты в мировом энергетическом секторе.

Однако, если евро в экономических отношениях с русскими, которые поставляют ЕС более 50% энергоносителей, вытеснит доллар, это едва ли еще более осложнит отношения между Вашингтоном и Брюсселем. Они и без того достаточно плохи.

Американцев задевает новая европейская цель, которая затмевает все прежние попытки эмансипации Европы. Никаких сомнений в необходимости первой собственной концепции безопасности нет даже у тех стран ЕС, которые безоговорочно поддержали Джорджа Буша в вопросе войны в Ираке.

В декабре на саммите в Риме должна быть принята конституция, основную мысль которой можно выразить следующим образом: Европейский союз - 25 государств, 450 млн жителей, четверть мирового ВВП ? нравится это кому-то или нет, является глобальным игроком, и он также готов нести ответственность за всеобщею безопасность.

Фронт поддержки США в восточных государствах-кандидатах распадается, так как их правительства не получили от Вашингтона никаких существенных преимуществ, а со стороны старых государств ЕС встретили лишь недовольство. К тому же американцы разочарованы очевидной невозможностью установить свое господство как в Афганистане, так и в Ираке.

Даже президенту США Джорджу Бушу больше не приходит в голову, как было еще в прошлом году, не считаться с ЕС сегодня. На этот раз во время встречи с главами ЕС в конце июня в Белом доме он, по меньшей мере, был готов слушать. Когда Проди и председательствовавший тогда в ЕС греческий премьер-министр Костас Симитис сообщили, что ЕС собирается принять собственную конституцию, у Буша вырвалось: "О, это очень интересно, что вы тут рассказываете".

Конечно, для него легче иметь дело с представителями отдельных государств, чем с ЕС, сказал Буш. Он уже понял, что ЕС ? это динамичное образование, о котором "нельзя точно знать, во что оно разовьется". Ему очевидно, что ЕС находится в преддверье "больших изменений" и возможности союза еще далеко не исчерпаны.

Затем Буш открыто заговорил об осложнении отношений между Старым и Новым светом. Поэтому он видит сейчас своим долгом напомнить своим землякам, насколько важны отношения с Европой: "Их ценность исчисляется миллиардами долларов".

Из новой стратегической доктрины ЕС Буш отметил те пассажи, которые его устраивают: теперь у Евросоюза обозначены глобальные интересы, связанные с борьбой против международного терроризма и распространения оружия массового уничтожения во всем мире, в том числе военными средствами. Буш сказал: "Мы должны сплотиться теснее". Словом, разговор, посчитал он, шел на одном языке.

Однако это не так. Потому как европейская доктрина во многом находится в резком противоречии с новой национальной политикой безопасности США. Свое право нанесения "превентивных" ударов даже "в одиночку", использования военной мощи против террористов и государств-изгоев Вашингтон обосновывает терактами 11 сентября.

В ЕС иные основополагающие принципы: "Ни одна страна не может единолично решить комплексные проблемы". Ни на одну из новых угроз нельзя сразу же отвечать "чисто военными средствами". Превентивные действия ? это совокупность мер политического, экономического, гуманитарного и только в последнюю очередь военного характера.

Неуважению американцами международного права и воли ООН, как в случае вторжения в Ирак, Брюссель противопоставляет укрепление ООН. Необходимо создание "хорошо функционирующих международных институтов", среди них ? также бойкотируемый США Международный уголовный суд.

Буш на встрече с главами ЕС к подобной позиции европейцев отнесся с иронией. Он бы тоже поддержал международные организации, "если бы у них было больше зубов".

Когда Проди сказал, что ЕС не знает, что делать с Киотским протоколом по защите климата, отклоненным США, Буш ухмыльнулся: "Я знаю, что делать".

Каковы в действительности отношения между США и ЕС, незадолго до этого сформулировал Ричард Хаас, глава управления планирования в американском министерстве иностранных дел. Разговоры об общих ценностях ? это "в значительной степени пустая болтовня", сказал он. Запада как такового больше не существует. И он отнюдь не просыпается каждое утро с думой об отношениях с ЕС. Ему даже нравится сеять раздор между европейцами.

Однако европейцы все менее убеждены в мнимом всевластии Соединенных Штатов. Как по численности населения, так и по экономической мощи расширенный Евросоюз почти соответствует США. В доктрине ЕС говорится об особой важности трансатлантических отношений. Однако ЕС концентрируется "на развитии стратегического партнерства с Россией, Японией, Китаем, Канадой и Индией".

Когда политический штаб Хавьера Соланы в Брюсселе под руководством немецкого дипломата Христофа Хойсгена работал над проектом конституции, с западной сверхдержавой не велось никаких консультаций.

Так же единодушно главы ЕС решили создать в 2004 году европейское агентство по вооружению. Его основная задача: путем сотрудничества и координации увеличить эффективность использования 160 млрд евро (совокупный оборонный бюджет 25 стран ЕС), которые составляют более 50% оборонного бюджета США, но обеспечивают только 10% от эффективности американской военной машины.

С военной точки зрения американцы - и с этим, конечно, согласны аналитики ЕС - неоспоримо номер 1 в мире. Тем не менее ростки европейской самостоятельности в оборонной политике не оставили американцев равнодушными. Так, Рокуэлл Шнабель, американский посланник в Брюсселе, неоднократно задавал вопрос сотрудникам Соланы, почему Европейский союз, перед тем как принять решение о вводе своих войск в Конго, не обратился к нему или в Вашингтон.

От новой самостоятельности ЕС администрации Буша настолько не по себе, что она больше ничего не хочет знать о прежних договоренностях. Откладывается передача функций от Sfor к вооруженным силам ЕС в Боснии. Также американцы хотят, чтобы военное присутствие ЕС в измученной сепаратизмом бывшей советской республике Молдавии находилось под контролем НАТО.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru