Разногласия угрожают антитеррористическим усилиям
Продолжающиеся споры между США и Россией угрожают значительно охладить некогда теплые отношения между странами. Они также могут нанести существенный вред передовой позиции США в войне с международным терроризмом.
Новые линии раскола пролегли по суровым землям Узбекистана и Киргизии, бывших советских республик Средней Азии, на территории которых Пентагон разместил стартовые площадки для военных и гуманитарных операций в Афганистане.
В этом месяце Кремль при поддержке Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), альянса азиатских стран под председательством России и Китая, заявил, что Соединенные Штаты должны установить дату начала вывода своих баз из Средней Азии, на которых в течение почти четырех лет размещалось 2 тысячи американских солдат.
Требование России рассердило администрацию Буша, которая не хочет сдавать позиции в регионе, считающемся ключевым в антитеррористической борьбе, а также важным для того, чтобы держать в пределах видимости прежнего главного противника времен холодной войны.
Генерал Ричард Майерс, председатель Объединенного комитета начальников штабов, обвинил Россию и Китай в том, что они "давят" на Узбекистан и Киргизию, вынуждая их перекрыть доступ войскам США. А Дуглас Фит, помощник министра обороны по вопросам политики, в интервью Washington Post отверг идею об установке какой-либо даты вывода баз, сказав, что военные действия армии США определяются "обстоятельствами, а не датами".
Россия отреагировала на высказывания Майерса заявлением министерства иностранных дел, в котором было сказано, что Россия "возмущена комментариями" генерала армии США.
Следующим признаком раздражения стало объявление России о планах проведения первых совместных учений с Китаем - намек Соединенным Штатам на то, что у России есть "другие геополитические варианты", сказал Анатоль Ливен, эксперт по России и международной политике США из научно-исследовательского центра New America в Вашингтоне.
В начале первого срока президент Буш сказал, что у него сложились особые отношения с президентом Владимиром Путиным, которого он назвал своим "другом". И не далее как в 2003 году Буш назвал Россию "страной, в которой процветает демократия, свобода и власть закона".
Однако теперь "обе стороны видят друг друга несколько иначе", сказал Майкл Макфол, эксперт по России из Фонда Карнеги в Вашингтоне. Буш стал более подозрительным по отношению к Путину, указал Макфол, поскольку в России наблюдается "демократический спад, который идет вразрез с принципами доктрины свободы Буша", а также потому, что "Россия мало что дает в других аспектах взаимоотношений".
После 11 сентября 2001 года Россия позиционировала себя в качестве основного союзника США, поддерживающего войну в Афганистане, и даже, согласно некоторым сообщениям, делилась с Вашингтоном информацией своей военной разведки. В ответ на это администрация Буша сдерживала критику по поводу войны в Чечне и сворачивания политических свобод в России. Однако военные операции в Афганистане постепенно сошли на нет после первоначального наступления, и Соединенные Штаты начали готовиться к войне в Ираке, против которой Россия возражала. Взаимное расположение начало таять.
Столкновение в связи с американским военным присутствием в Средней Азии произошло после серии неудач в российско-американских отношениях. Здесь следует упомянуть действия Кремля, направленные на подавление голоса оппозиции, предполагаемые нарушения прав человека в Чечне, противостояние в связи с выборами президента Украины в 2004 году и помощь, оказываемую Россией Ирану в создании ядерных объектов, на которых, как опасаются Соединенные Штаты, будет возможно производить ядерное оружие.
"Вначале Россия многое сделала в Афганистане, но с тех пор было сделано мало, - сказал Макфол. - Я думаю, что многие видят в России обузу, прежде всего из-за нестабильности, которую мы все еще видим в Чечне".
Разочарование тем, как складываются отношения, растет также и в Кремле, считают аналитики.
Неоднократные обещания Буша помочь России во вступлении во Всемирную торговую организацию и в упразднении поправки Джексона-Веника 1974 года, накладывающей ограничения на торговлю с Советским Союзом, пока не привели ни к каким результатам, что препятствует намерениям Путина подтолкнуть российскую экономику, открыв российский рынок для западных инвестиций.
Недавние народные выступления в бывших советских республиках - в Грузии и на Украине - вызвали тревогу в России, где считают, что их организатором был Вашингтон, говорит Николас Гвоздев, эксперт по России из Никсоновского центра в Вашингтоне.
"Путин, судя по всему, думает, что силы в Госдепартаменте и конгрессе стремятся использовать "цветочные революции" не для продвижения демократии, а преследуя геополитические интересы Америки, и даже для того, чтобы попытаться повлиять на исход президентских выборов 2008 года в самой России", - говорит Гвоздев.
Путин также недоволен тем, что Запад не хочет рассматривать войну в Чечне, длящуюся вот уже 12 лет, как еще один фронт международной войны с терроризмом.
На прошлой неделе Россия вновь почувствовала себя оскорбленной, когда конгресс пригласил Леонида Невзлина, основного акционера злополучного нефтяного гиганта ЮКОС, для беседы о заключении в тюрьму Михаила Ходорковского, владельца ЮКОСа, финансировавшего оппозиционные партии.
Представитель Кремля сказал, что отказ США в экстрадиции Невзлина, проживающего в Израиле и разыскиваемого в России по обвинению в организации двойного убийства, мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, угрожает отношениям между Бушем и Путиным, сообщает информационное агентство РИА "Новости".
Все это вылилось в растущее недоверие между Россией и США. В ходе опроса на радио "Эхо Москвы" 6 тысяч слушателей сказали, что считают США враждебными по отношению к России.
Неясно, однако, насколько сильно Москва и Вашингтон готовы отдалиться друг от друга, говорит Ливен.
"Я не утверждаю, что мы вошли в период резкого спада в отношениях, - говорит он. - Это будет очень длительная шахматная партия, в которой нет никаких однозначных ходов".
Вашингтон нуждается в том, чтобы Россия обеспечивала безопасность огромных, плохо охраняемых ядерных арсеналов, оставшихся со времен Советского Союза. Важно, чтобы террористы не смогли заполучить в свои руки оружие массового поражения. Соединенные Штаты надеются также, что Путин сможет сыграть роль посредника между Западом и такими странами, как Северная Корея, Иран и Сирия. Американские компании также хотят иметь доступ к богатым нефтяным и газовым месторождениям России.
Аналогично, привлечь Буша на свою сторону важно для Путина.
Помимо стремления к более выгодному торговому статусу и членству в ВТО, Россия надеется, что Соединенные Штаты смогут удержать Грузию от ввода войск в непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия, говорит Ливен. Кремль надеется, что Вашингтон может отсрочить вступление Украины в НАТО. До прошлогодней "оранжевой революции" Украина считалась главным прокремлевским буфером между Россией и Западом.
Однако Гвоздев сказал, что времена, когда Белый дом был готов закрывать глаза на нарушения прав человека и имперские тенденции во имя партнерства в войне с террором, позади.
"Теоретически да, Россия - важный партнер, - говорит Гвоздев. - Практически же, я думаю, мы возвращаемся к ситуации до 11 сентября, когда каждый солидный игрок на международной арене оценивает перспективы сотрудничества с партнерами для каждого случая в отдельности".