Президентское турне, президентский прием. Так принимали Обаму афганский президент Карзай в Кабуле, эмир Сабах в Кувейте и иракский премьер аль-Малики вчера в Багдаде: в большей степени как президента, а не как сенатора или кандидата от Демократической партии. Аль-Малики представил гостю не только анализ военно-политической ситуации в стране, но и изложил свою программу. Завуалированная пощечина Бушу, который вынудил его отречься от всего, что он сказал по этому вопросу изданию Der Spiegel. Он также подтвердил, что разделяет план Обамы по выводу войск из Ирака. На этот момент указали вице-президент Тарик аль-Ахашеми и пресс-секретарь Али аль-Даббаг: "Обама не говорил о выводе боевых подразделений в течение 16 месяцев после его возможного прихода в Белый дом, как он заявлял на прошлой неделе. Но мы надеемся, что это произойдет до конца 2010 года, без установления точных дат и условий, при которых может состояться вывод войск".
Иракские заявления - Обама весьма дипломатично ограничился тем, что назвал беседу "очень конструктивной" - поставили Буша в неловкое положение. Пресс-секретарю президента Дане Перино пришлось изворачиваться, чтобы опровергнуть это: "Дело в том, что Багдад выступает против произвольного графика вывода наших войск. Иракская сторона согласна с нами, что временной период должен быть довольно продолжительным". Но значение встречи аль-Малики с Обамой очевидно: премьер воспользовался этой встречей, чтобы предупредить Буша, что не подпишет с ним новый договор, предусматривающий длительное и масштабное американское присутствие в Ираке, если Буш не установит более близкие даты вывода большей части войск. Дана Перино сказала, что подписание, намеченное на 31 июля с.г., будет перенесено, но "всего на несколько дней".
Генералу Дэвиду Петреусу, проконсулу Буша в Багдаде, пришлось напоминать Обаме об опасности преждевременного вывода войск. В Кабуле сенатор заявил, что хочет перебросить войска из Ирака в Афганистан, "центральный фронт терроризма, где того требует сложная ситуация", чтобы довести до конца "миссию, оставленную без внимания в связи с войной в Ираке, и нанести поражение "Аль-Каиде" и талибам". В своей беседе Петреус заявил, что американское контрнаступление в Ираке было успешным и что осенью произойдет сокращение войск, но генерал настаивал на том, что нельзя "создавать пустоту в системе безопасности". Из Вашингтона его поддержал кандидат-республиканец Джон Маккейн, который упрекнул Обаму за то, что тот голосовал против войны в Ираке, и призвал его признать совершенную ошибку. Кандидат-демократ, заявил Маккейн, не имеет задатков главнокомандующего.
В ходе встречи с аль-Малики и иракским президентом Джалялем Талабани, проходившей в охраняемой "зеленой зоне", сенатор не стал повторять обвинений в адрес принимающей стороны, суть которых заключается в том, что руководство страны не инвестирует в реконструкцию страны и не добилось политического согласия. Обама просил предоставить информацию о правительстве и о подготовке иракской армии и полиции. "Он выслушал собеседников, - сообщили сопровождавшие Обаму в поездке сенатор-демократ Джек Рид и сенатор-республиканец Чак Хейгель. - Он изложит свои выводы по возвращении в Вашингтон".