Экс-президент Ирана Рафсанджани во время пятничной проповеди дистанцировался от духовного лидера республики Али Хаменеи, пишет немецкая Die Tageszeitung.
Выступая перед студентами в ноябре прошлого года, Али Акбар Хашеми Рафсанджани, экс-президент, а ныне председатель Совета по целесообразности принятия решений Ирана, рассказывал, как он любит Али Хаменеи, с которым они регулярно встречаются за ужином.
Но после того, как осенью 2008 года Рафсанджани в речах и статьях обрушился с гневной критикой в адрес экономической политики правительства Ахмадинежада, студенты Тегеранского университета задались вопросом: как Рафсанджани может "любить" Хаменеи, если последний является патроном его злейшего политического врага?
Почти запутав любопытных студентов своим витиеватым ответом, Рафсанджани указал на то, что в случае разногласий он вынужден смирить свои личные амбиции, поскольку главенствует духовное и юридического повиновение Хаменеи.
Однако в пятничной проповеди, продолжает автор публикации, не было и следа от этого смирения и повиновения: Рафсанджани позволил себе критику в адрес Совета стражей конституции, осудил арест представителей оппозиции и потребовал ослабления цензуры в СМИ, назвав это необходимым условием для свободных политических дебатов. "Властные узы, объединявшие обоих наследников Хомейни в течение последних 20 лет, разорвались", - констатирует издание.
Тем самым, продолжает автор публикации, Рафсанджани поставил точный диагноз кризису, в котором увязла Исламская республика - это кризис легитимности политической власти, вызванный очевидной потерей доверия со стороны населения. По мнению Рафсанджани, аятолла Хаменеи молча наблюдал за клеветнической кампанией Ахмадинежада, направленной против него.
Интересно, каких альянсов добивается своими заявлениями Рафсанджани, задается вопросом автор, указывая на то, что они отчасти перекликаются с воззрениями аятоллы Монтазери.