Работы на самом длинном трубопроводе мира приостановлены из-за протестов ученых, которые считают, что он может причинить большой экологический ущерб.
Правительство России называет трубопровод длиной 4,2 тыс. км, соединяющий Сибирь с Японским морем, крупнейшим в стране инфраструктурным проектом, который вдохнет новую жизнь в экономику российского Дальнего Востока и сделает его одним из основных поставщиков нефти в Китай и Японию.
Но в настоящее время проект увяз в спорах, так как российское экологическое ведомство распорядилось прекратить работы, которые ведутся в миле от озера Байкал, самого древнего и глубокого озера мира, внесенного в каталог ЮНЕСКО.
Олег Митволь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заявил: "У нас есть экологическое законодательство, и мы будем требовать его соблюдения". Трубопровод нужен, добавил он, но он не должен причинять ущерб Байкалу, который является всемирным достоянием.
Министерство также отметило, что планируемый нефтяной терминал может представлять угрозу для единственного в России морского заповедника и старейшего заповедника, где обитает амурский леопард - редчайший в мире представитель семейства кошачьих.
Официальные протесты являются редкой победой экологических организаций, которые борются за то, чтобы государственная трубопроводная монополия "Транснефть" изменила маршрут трубопровода.
Роман Важенков из российского отделения Greenpeace заявил: "Как бы "Транснефть" ни игнорировала общественное мнение, Россия не хочет международного скандала. "Транснефть" может не обращать внимания на протесты, но тогда у нее могут возникнуть проблемы с получением займов".
В декабре правительство утвердило план строительства трубопровода от Тайшета в Западной Сибири до бухты Перевозная в Японском море, чтобы обслуживать азиатские рынки на протяжении следующего десятилетия.
Строительство должно было начаться нынешним летом, а первая секция, от Тайшета до Сковородино, вблизи китайской границы должна была вступить в строй к 2008 году.
Первые споры вызвало решение о строительстве нефтяного терминала в Перевозной вместо того, чтобы расширять терминал в порту Находка, как планировалось ранее.
По мнению экологов, новый терминал представляет угрозу для биосферного заповедника ЮНЕСКО, где обитают последние оставшиеся в мире 30-35 диких амурских леопардов.
Сара Кристи, менеджер программы плотоядных животных в лондонском Зоологическом обществе, сказала, что шум, дороги и наплыв людей "могут стать для леопардов последней каплей".
Перевозная также находится рядом с единственным в России морским заповедником, а риск аварии танкера в ней, по оценкам Российской академии наук, в 17 раз выше, чем в Находке.
Сергей Березнюк из экологического фонда "Феникс" заявил: "По мнению "Транснефти", Перевозная является наилучшим вариантом, но никто не знает, почему в "Транснефти" так решили. Журналисты боятся предавать гласности нашу точку зрения".
Критики утверждают, что губернатор Приморья Сергей Дарькин изменил первоначальный маршрут, так как имеет финансовый интерес к Перевозной. Он это отрицает и говорит, что окончательно маршрут еще не утвержден. "Я могу только сказать, что трубопровод будет построен и принесет огромную экономическую выгоду", - заявил он.
Второй скандал разразился, когда в этом году обнаружилось, что "Транснефть" начала вырубку деревьев на участке протяженностью 500 миль, находящемся в миле от Байкала. Митволь потребовал возбудить уголовное дело. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев отрицает неправомерность действий, утверждая, что подрядчик лишь осуществлял расчеты технико-экономического обоснования. "Если что-то было сделано не так, они за это ответят, - заявил он. - Мы действуем в полном соответствии с российским законодательством".