Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 июня 2005 г.

Ута Баир | Die Welt

Политика потерпела неудачу

Теперь немецкие музеи сами хотят позаботиться о трофейном искусстве

В переговорах о трофейном искусстве федеральное правительство долгие годы топчется на месте. И у него нет никаких идей, что делать дальше, - ни у немецкого министра Кристины Вайс, ни у правительства в целом. Такое впечатление, что правительство готово отказаться от этой решения этой проблемы.

Поэтому теперь руководители немецких музеев собираются сами позаботиться о своих экспонатах. Они намерены снова создать рабочие группы - например, по архиву Ратенау или серебру из Саксонии-Ангальт, как это уже было при министре культуры Михаэле Науманне.

Клаус-Дитер Леманн, президент Фонда прусского культурного наследия, собирается созвать собрание представителей заинтересованный музеев - немецких и российских. "Нам нужны смешанные научные группы, которые вместе будут работать в хранилищах и выявят все последствия войны", - говорит Леманн. Он уже имел беседы с немецкими и российскими учеными. Эрмитаж сообщил о своей готовности к сотрудничеству. С Ириной Антоновой, директором Московского музея им. Пушкина, известным "ястребом" в вопросах трофейного искусства, он будет общаться в июле.

"На базе этого сотрудничества могут быть организованы выставки. Тогда общественность наконец-то узнает, в чем, собственно, суть споров о трофейном искусстве", - говорит Леманн, который хочет также предложить немецким музеям предоставить молодым российским ученым возможность стажировки в немецких музеях. "Речь идет о долгосрочном сотрудничестве". Леманн доверяет непосредственным контактам ученых больше, чем переговорам политиков.

До сих пор последние не принесли никаких результатов. Ведь возврат витражей из франкфуртской церкви Мариенкирхе и 101 листа из Бременской коллекции были результатом деятельности специальной рабочей группы, созданной министром культуры Михаэлем Науманном для решения вопросов по отдельным художественным коллекциям. При его преемнике Юлиане Нида-Рюмелине эти группы были распущены и вопрос целиком отдали на откуп политикам. С тем итогом, что с тех пор больше не было никаких результатов, и стороны стали еще упорнее придерживаться своих позиций: немцы ссылаются на международное право, а русские воспринимают трофейное искусство как свою законную собственность и периодически приоткрывают двери тайных хранилищ, чтобы показать, какими немецкими музейными ценностями они обладают.

С конца апреля московский музей им. Пушкина выставляет 350 предметов искусства - в основном они из Берлинской античной коллекции, числились в каталогах немецких музеев как утраченные и были отреставрированы исключительно российскими специалистами. Немецкие музейщики пришли в ярость, но сделать ничего не могли. Взаимопонимание исключено.

Или же нет? Мартин Рот, генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена, как и глава Фонда прусского культурного наследия, тоже ставит на двусторонние отношения между музеями и учеными. "Мы должны сотрудничать и учиться друг у друга, если большие политические шаги ничего решить не могут", - говорит Рот. Подведомственное ему учреждение "очень хорошо" сотрудничает с внушающей страх Ириной Антоновой из музея им. Пушкина - пока дело не доходит до трофейного искусства.

В одном из научных проектов речь идет о художественном обмене между Германией и Россией с XVII века до 1960 года. "Что касается данных исторических тем, русские с удовольствием делятся своими знаниями, - говорит Рот, который охотно делает практичные, однако непопулярные предложения. - Возможно, мы нескоро получим от России свои культурные ценности, но мы должны видеть их, они должны выставляться. Для этого мы должны выделять деньги".

Где будут выставляться экспонаты, ему, можно сказать, безразлично. С научной точки зрения гораздо важнее провести инвентаризацию до сих пор закрытых запасников и отреставрировать художественные ценности, чем настаивать на их немедленном возвращении в Германию, считает он. А затем можно было бы воспользоваться дырами, которые закон, принятый Думой, оставляет для частной собственности; речь идет, например, о Бременской коллекции Балдина.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru