Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 июня 2006 г.

Оливер Буллаф | Reuters

Насколько здорова российская торговля оружием?

Ракеты Сирии и Ирану, боевые самолеты Венесуэле и Бирме, вертолеты Судану - Россия независима, когда речь идет о продаже оружия, и, похоже, неуязвима перед этическими проблемами, которые влияют на отрасль во всем мире.

Пока члены Европейского союза спорят об отмене оружейного эмбарго против Китая, почти половина из 6 млрд долларов, заработанных Россией на оружии в прошлом году, получена от Пекина.

Пока Белый дом пытается уговорить конгресс одобрить американо-индийскую ядерную сделку, Москва достраивает две АЭС по заказу Дели.

Российская военная промышленность - одна из немногих отраслей, где национальные производители могут на равных конкурировать с западными фирмами, она является источником престижа и движущей силой стремления Москвы завоевать новые рынки экспорта.

В прошлом году Сергей Чемезов, возглавляющий экспортную монополию "Рособоронэкспорт", заявил еженедельнику "Итоги", что не надо предаваться иллюзиям: если Россия перестанет отправлять оружие на экспорт, это будет делать кто-то другой.

Торговля оружием слишком прибыльна, чтобы мир от нее отказался, добавил Чемезов, близкий соратник президента Владимира Путина со времен совместной работы в КГБ. К счастью, продолжил он, Россия это понимает, и на смену демократическому романтизму пришел деловой прагматизм.

Но этот прагматизм навлек на себя критику за рубежом, а некоторые эксперты утверждают, что кажущееся здоровье российского военного экспорта скрывает упадок отрасли, делающей деньги на наследии советского военного прошлого.

Большие деньги?

Россия зарабатывает на оружии около 5 млрд долларов в год, и это капля в море по сравнению с с экспортом энергоносителей, металлов и леса. Ее главные клиенты - это Индия и Китай, но Иран, Сирия, Венесуэла и палестинцы - с которыми страны Запада не хотят иметь дело - тоже кое-что заказывают.

Россия говорит, что неукоснительно соблюдает международные эмбарго и не ведет торговли с запрещенными режимами. Но правозащитники критикуют ее за то, что она не ограничивает себя в одностороннем порядке.

Международная сеть по огнестрельному оружию (IANSA) утверждает, что Россия продает оружие странам, чьи армии совершают злоупотребления. "В российской системе экспортного контроля нет практически ни одного упоминания о контроле над экспортом вооружений, связанном с соблюдением прав человека и международного гуманитарного права", - говорится в июньском меморандуме организации.

Представители "Рособоронэкспорта" отказались дать интервью, но данные таможни показывают, что экспорт оружия, 90% которого он контролирует, вырос почти на 70% с 2000 года, когда Путин создал эту структуру.

Кремль надеется, что агрессивная консолидация отрасли сделает экспорт краеугольным камнем его системы государственного капитализма раньше, чем постсоветский упадок станет необратимым.

Некоторые эксперты считают, что это уже произошло.

"Отрасль в глубоком и страшном кризисе. Я считаю его необратимым, потому что комплектующие не производятся. Используют старые. Отрасль распалась, оборудование продали", - заявил независимый аналитик Павел Фельгенгауэр.

Производится очень мало нового оружия, и - что важнее - заводы, производившие комплектующие, закрылись из-за отсутствия новых заказов, а квалифицированные рабочие разбежались, отметил он.

"Это не промышленность, это торговля. В этой отрасли нет роста".

Фельгенгауэр сказал, что советские запасы достаточно велики, и продавать их можно еще годы, но торговля не дает ни рабочих мест, ни долгосрочного роста.

"Распродажа"

"Это распродажа. Это хорошее оружие, скажем, для Шри-Ланки или Африки. С ним легко обращаться плохо обученным кадрам", - заявил он.

Генерал Юрий Балуевский, начальник российского Генерального штаба, в прошлом году высказал опасения, что отечественная военная промышленность недостаточно велика, чтобы обеспечивать вооруженные силы к 2011 году. Это, говорят эксперты, привело к тому, что Кремль сделал экспортное агентство "Рособоронэкспорт" компанией национального значения.

Оно взяло под контроль ведущего производителя легковых автомобилей "АвтоВАЗ", присматривается к производителю грузовиков "КамАЗ" и ведет переговоры о покупке ведущего мирового производителя титана "ВСМПО-Ависма", по сообщениям, чтобы обеспечить российским компаниям доступ к металлу, необходимому в авиационной промышленности.

"Это государственный капитализм. "Рособоронэкспорт" контролирует военный экспорт, и мы конкурентоспособны в этой сфере, но мы должны и дальше над этим работать", - заявил депутат парламента Геннадий Райков, который работал в ракетной и авиационной отраслях.

Он добавил, что консолидированная система, утвержденная в марте, когда министр обороны Сергей Иванов принял под свою ответственность всю военную промышленность, является возвратом к советской системе, когда у военно-промышленного комплекса был один куратор.

"Чтобы усовершенствовать технологию, мы должны действовать сообща", заявил Райков, добавив, что российские ученые могут создавать системы, которые не хуже западных, но для этого нужны крупные инвестиции.

Источник: Reuters


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru