Кажется, что ты вернулся в советские времена. Встречи происходят на скамейках в парке, чтобы не попасться на жучки, расставленные ФСБ, спецслужбой - наследницей КГБ.
Во время разговора люди украдкой озираются, стараясь приметить, не следят ли за ними, и понижают голос, когда кто-то проходит мимо.
Кремль получил того, кого хотел: Михаил Ходорковский томится в исправительной колонии, отбывая восьмилетний срок за мошенничество. Однако беспощадная кампания устрашения бывших и нынешних руководителей среднего звена на расчлененной нефтяной компании магната продолжается в той же жесткой манере, какую правительство Владимира Путина приберегает для посмевших перейти ему дорогу. После ареста олигарха в 2003 году силы безопасности провели более 2 тыс. рейдов в домах и офисах сотрудников ЮКОСа. Часто они приходят поздно вечером, одетые в маски и в сопровождении немецких овчарок, и долбят в дверь, прежде чем ворваться.
"В первый раз после Сталина в России появились тысячи людей, которые боятся стука в дверь", - говорит бывший бухгалтер ЮКОСа.
"Я думаю, сейчас даже страшнее, - добавляет другой сотрудник. - Раньше, если ты был диссидентом, жди, что в твою дверь постучат комитетчики, это по крайней мере не было неожиданным. Сегодня ты даже не знаешь, под прицелом ты или нет".
Большинство россиян, и в их числе - некоторые бывшие сотрудники ЮКОСа, рады видеть Ходорковского в тюрьме, даже если правосудие и было выборочным. Пока он томится в заключении, другие олигархи, которые нажили состояния не менее сомнительными способами, но не выступали против Кремля, расслабляются на крупнейших в мире яхтах.
Однако преследование других сотрудников ЮКОСа создает впечатление, что Ходорковский не был единственной мишенью политической вендетты.