Лев Каплан, возглавляющий строительную отрасль Санкт-Петербурга, сыт по горло взяточничеством и мафиозной деятельностью. Ему больно смотреть на нечестную конкуренцию и расцвет коррупции.
Город, в котором он живет, приобрел нехорошую славу российской "криминальной столицы" за совершаемые там грязные сделки и многочисленные заказные убийства.
Однако вместо того, чтобы просто разводить руками, около года назад Каплан решил что-то предпринять.
Он собрал 240 своих коллег по бизнесу, входящих в санкт-петербургскую ассоциацию строительных компаний, чтобы выработать нормы этичного поведения. Они договорились, что тот, кто их нарушит, будет изгнан из ассоциации и попадет в черный список.
Это был новаторский шаг. Однако он, видимо, приобретает все большую популярность среди руководителей местного бизнеса.
И тот факт, что занимающий жесткую позицию Владимир Путин скорее всего станет новым российским президентом, породил у бизнесменов большие надежды.
Они надеются, что Путин выполнит свое обещание и установит "диктатуру закона" - этот термин, видимо, не вызывает беспокойства у его сторонников - которая положит конец бесчестным сделкам, характерным для 10-летнего переходного периода от советской власти к грабительскому капитализму.
"Раньше вопросы этики в бизнесе никого не волновали,- говорит сотрудник российской торговой палаты в Москве Галина Ратникова. - Но внезапно репутация компании стала очень важным фактором. У россиян меняется менталитет."
Отсутствие сильного государства в годы правления Ельцина привело к тому, что мелкие бизнесмены, которые угрожали правительственой власти, часто рисковали подвергнуться санкциям или преследованиям со стороны налоговой полиции. Низкая зарплата побуждала политиков брать взятки; парламентарии имели иммунитет от преследования по закону. Судебная система не была независимой.
Сторонники Путина, такие как Каплан, с надеждой говорят о таких понятиях, как прозрачность, соблюдение тайны вкладов, ведение честного бизнеса, отказ от клеветы и лишение несправедливых преимуществ, которые препятствуют конкуренции. В числе их недавних инициатив следует назвать планы организации торговой палатой соревнования, в котором будут определяться самые честные в России предприятия и их руководители.
Подобный пыл весьма примечателен, учитывая, что нет никаких гарантий, что Путин будет действовать в этом направлении. Недоброжелатели отмечают, что пока он не назвал никаких конретных мер и сомневаются, что Путин намерен расправиться лишь со своими политическими противниками.
В то время когда Путин был заместителем мэра города в начале 90-х годов, экономика Санкт-Петербурга пошла на спад. По словам критиков, Путин помог созданию замкнутых, монополистических структур, которые способствовали расцвету коррупции.
Другие ассоциации - помимо той, которую возглавляет Каплан - разрабатывают свои собственные кодексы поведения. По словам Ратниковой, целые отрасли - например, риэлторы и банкиры - обсуждают необходимость принятия регулирующих мер.
Американский бизнесмен Мэттью Мюррей, собравший в Санкт-Петербурге больше ста подписей под Декларацией о честном поведении в бизнесе, говорит, что его забросали вопросами, как претворить эту декларацию в жизнь.
Откликаясь на подобное стремление, начиная со следующего месяца он планирует провести ряд семинаров, на которых предполагается научить российских предпринимателей, как составить и претворить в жизнь свой собственных этический кодекс. "Людей притягивает путинский термин
"диктатура закона". Они искренне верят, что он заставит кремлевскую власть подчиняться закону",- подчеркивает Мюррей.
"За последние 8 недель интерес к этому делу сильно возрос. Раньше его проявляли только считанное число реформаторов. Теперь это более многочисленная группа людей."
Пессимисты считают, что коррупция пустила в России столь сильные корни, что будет трудно изменить менталитет, формировавшийся большую часть этого столетия.
"Составление кодексов поведения, конечно, полезно. Однако для осуществления более серьезных изменений необходимо создание в стране гражданского общества",- считает Александр Матвеев, эксперт Российского экономического барометра - это московский независимый исследовательский фонд.
Однако такие бизнесмены, как Каплан и Мюррей, которые раньше работали с Путиным, убеждены, что бывший шпион КГБ может мобилизовать секретные службы на борьбу с сомнительными сделками - и что он остро ощущает необходимость оживления умирающей российской экономики.
"Я абсолютно уверен, что Путин может это сделать,- говорит Каплан.- Он сам мне сказал, что Россия обречена, если она проиграет борьбу с коррупцией."
Даже без Путина Каплан намерен продолжить свои усилия в качестве главы местной ассоциации строителей. За прошлый год организация изгнала из своих рядов 9 членов, причастных к нечестным делам, таким как невыполнение условий строительных контрактов.
В Санкт-Петербурге успешно функционирует также Союз страховых компаний, который разработал подробные правила поведения, включающие запрет на заявления, которые подрывают репутацию других членов союза, и требования вести дела с клиентами на честной основе.
Союз создал также комиссию по этике, которая за последние месяцы рассмотрела 5 дел, большинство из которых касались подозрений в нечестной конкуренции. При посредничестве этой комиссии каждое из них было решено.
"Виновные стороны до сих пор демонстрировали свою добрую волю,- говорит президент союза Ольга Самоварова.- Угроза исключения - это хороший кнут, к которому нам, к счастью, прибегать никогда не приходилось."
Какой бы успешной ни была подобная практика, она далеко еще не стала нормой в нынешнем хаосе российского бизнеса. "Раньше мы чувствовали усталость и разочарование, поскольку в стране не было сильного правительства. Но сейчас начинает появляться проблеск надежды на нормальное правление",- говорит председатель американской торговой палаты в Москве Скотт Блэклин.