Когда 31 декабря прошлого года президент Ельцин ушел в отставку, он оставил в центре внимания малоизвестного Путина. Прошло всего несколько месяцев: еще слишком рано говорить о том, насколько сильна преданность бывшего агента КГБ демократии и свободному рынку. Но если Путин решит претворять сказанное в жизнь, он сможет воспользоваться поддержкой целого ряда звезд политического небосклона, и это обнадеживает. В отличие от Ельцина, Путин может также рассчитывать на поддержку общества и Думы. Кроме того, ему удалось найти общий язык со своими политическими конкурентами. По крайней мере, в течение какого-то периода времени он сможет пользоваться этой поддержкой.
Чтобы суметь претворить в жизнь планы рыночных реформ, Путину прежде всего необходимо обуздать опасную группу плутократов, под железной пятой которых находится страна. В эпоху правления Ельцина олигархи активно взаимодействовали с правительством, сегодня они мешают переходу России к демократии и свободному рынку. Кроме того, они угрожают интересам США, поскольку самой надежной гарантией долгосрочной безопасности Америки является успешная трансформация России.
Олигархи взяли общественную жизнь в России под свой контроль в результате крупномасштабного мошенничества и незаконных приобретений, особенно в нефтяном секторе. Финансовый кризис 1998 года лишил плутократов большей части их финансовых активов, но не подорвал их влияния: воротилы сохранили свою экономическую и политическую силу за счет нефтяных прибылей. Благодаря девальвации рубля и резкому росту цен на нефть, у нефтяных олигархов снова много денег. Олигархи - одни из самых влиятельных персонажей политической и экономической жизни России - крупной ядерной державы, будущее которой имеет огромной значение для Америки - и потому заслуживают пристального изучения, - полагает автор статьи.
Подробно останавливаясь на махинациях и преступлениях российских нефтяных магнатов, Волоски рассказывает о том, как по бросовым ценам они скупали наиболее ценные государственные активы, как всевозможными способами обворовывали государство и как обирали ? и обирают ? богатейшие регионы России и подконтрольные предприятия.
В 1995 году бизнесмен Владимир Потанин придумал блестящую схему обогащения: бедное российское правительство отдает в залог наиболее ценные промышленные активы государства близким ему инсайдерам по сильно заниженной цене.
История о том, как российское правительство отказалось от контроля над своими крупнейшими предприятиями (в основном, нефтяными компаниями) посредством фальсифицированной программы ?кредиты за акции?, уже была описана. Вкратце, дело обстояло так. Акции правительства в крупных предприятиях были отданы в доверительное управление близким к олигархам банкам и финансовым институтам. Взамен правительство получило кредиты. Когда правительство объявило по этим кредитам дефолт - в чем вряд ли можно было сомневаться - эти кредиторы -доверительные управляющие потребовали дать им право продать полученные в залог акции на аукционе. Практически во всех случаях на этих аукционах побеждали компании, связанные с банками-кредиторами, и цены на торгах практически не превышали стартовых. Так олигархи взяли под свой контроль наиболее ценные государственные активы по бросовым ценам.
Для того, чтобы финансировать по крайней мере часть покупок на этих аукционах, олигархи, похоже, использовали деньги правительства. В начале и середине девяностых контролируемые плутократами ?уполномоченные? банки незаконно присвоили себе миллиарды долларов правительства, либо прямо, либо через полюбовные соглашения, в том числе посредством взятия на хранение государственных ценных бумаг. Например, пропали 512 миллионов долларов, переданные правительством близкому к Потанину ?Онэксимбанку?. По данным правительственной аудиторской проверки, миллиарды долларов в виде государственных ценных бумаг переданные близким к олигархам банкам на восстановление Чечни тоже исчезли. И даже когда деньги правительства возвращались банками олигархов - уходили огромные проценты, заработанные на промежуточных инвестициях в краткосрочные государственные обязательства. Огромная прибыль, полученная в результате этих инвестиций, была присвоена олигархами. По всей вероятности, процессу способствовали взятки бюрократам и недостаток понимания последними в то время истинной цены денег.
Промышленные активы, купленные олигархами на аукционах, были значительны, заплачены за них были сущие гроши. Близкая к Ходорковскому группа ?Роспром-Менатеп? купила контроль над ?Юкосом? за 159 миллионов долларов. Компании, близкие Березовскому и Абрамовичу, купили контроль над ?Сибнефтью? всего за 100,3 миллиона долларов. Потанинская ?Интеррос-Нефть? купила контроль над ?Сиданко? за 130 миллионов долларов. Позднее он продал десять процентов акций компании British Petroleum за 571 миллион долларов.
Нефтяные активы олигархов являются на самом деле холдингами без какого-либо собственного добывающего бизнеса. Их ценность состоит в том, что они владеют акциями больших нефтедобывающих компаний, в которых работают десятки тысяч людей. Вместо того, чтобы инвестировать в эти компании и реструктурировать их, олигархи их обирают - обворовывая таким образом огромное количество акционеров, включая рабочих, пенсионеров, поставщиков, мелких акционеров, кредиторов, стратегических партнеров, а также местные, региональные власти, федеральное правительство, которые зависят от налоговых выплат этих компаний.
Каким же образом удается так воровать? Одна из самых надежных схем заключается в следующем. Российскую нефтедобывающую компанию вынуждают продавать нефть компании, владеющей контрольным пакетом ее акций, по ценам, ниже рыночных. Затем часть этой нефти перепродается на мировые рынки по рыночной цене. Так олигархи методично отнимают прибыль у добывающих компаний и акционеров.
Несмотря на то, что такая практика противоречит российским законам, ее проводили практически все российские олигархи - с предсказуемыми результатами. Обнищали целые российские регионы.
Другими методом ограбления является масштабное размывание капитала. В сентябре 1997 года ?Сибнефть?, подконтрольная Березовскому и Абрамовичу выпустила более 44 миллионов акций своего главного добывающего предприятия - ?Ноябрьскнефтегаза? - по ценам ниже рыночных. Эти акции были проданы филиалам ?Сибнефти?, которые затем передали их головной компании. В результате этой операции цена акции ?Ноябрьскнефтегаза? упала на 75%. Поскольку акции были проданы по ценам ниже рыночных, операция привела к выведению 400 миллионов долларов. Впоследствии Березовский и Абрамович воспользовались своим голосующим сверхбольшинством, чтобы избавиться от ?Ноябрьскнефтегаза?, как самостоятельного предприятия.
Выведение активов нанесло большой ущерб и ведущим международным нефтяным компаниям. Широко известен случай, когда Тюменская Нефтяная Компания Фридмана украла наиболее ценные активы ?Сиданко?, манипулируя процессом банкротства. По словам ограбленных акционеров ?Сиданко? (среди которых BP Amoco), воровство было совершенно через подставного управляющего конкурсной массой, близкого к ТНК, незаконное уменьшение требований крупных акционеров, таких как Европейский Банк Реконструкции и Развития (часть акций которого принадлежат США), и фальсификацию ?аукциона? по распродаже имущества обанкротившейся компании, в котором могли участвовать только близкие ТНК компании.
Поддержка, которую Путин оказывает ратификации СТАРТ-2 и другим инициативам контроля над вооружением похвальна. Но при отсутствии одностороннего разоружения России, лучшей гарантией для Америки было бы превращение этой страны в демократическое, рыночно-ориентированное государство, где властвует закон. Олигархи препятствуют этому процессу и тем самым создают угрозу не только для триумфа американских ценностей. Они угрожают жизненным интересам Америки, которой необходимо быть уверенной в том, что огромный российский ядерный арсенал находится под соответствующим контролем. Кроме того, олигархи угрожают стабильности нефтяных поставок на Запад. Угроза, которую они представляют, имеет экономическое, политическое и стратегическое измерения - и такой же должна быть реакция Америки.
Злодеяния олигархов лишили Россию частных инвестиций, которые необходимы ей для того, что завершить экономические реформы. По словам Анатолия Чубайса, России нужны сотни миллиардов долларов на то, чтобы провести реструктуризацию и модернизацию экономики. Но частные инвесторы ушли из страны, потому что, помимо всего прочего, здесь постоянно и безнаказанно попираются их юридические и экономические права.
Страх инвесторов коснулся не только предприятий, принадлежащих олигархам. Нарушения, допущенные крупнейшими российскими компаниями и большинством влиятельных российских бизнесменов, отпугнули зарубежных инвесторов от всех российских компаний, включая и те, у которых нет намерений кого-либо обворовывать.
Проблема осложнена колоссальных размеров бегством капитала, который, останься он в России, мог бы быть инвестирован в промышленность страны. За последние годы Россия получила меньше прямых инвестиций, чем Перу. В начале 1999 года ежедневный объем торгов на российском фондовом рынке был меньше миллиона долларов и с тех пор вырос лишь до 15-20 миллионов. Суммарная рыночная капитализация всех компаний-участников российской фондовой биржи равна примерно 36 миллиардам долларов, тогда как суммарная капитализация одной только компании Yahoo - 90 миллиардов. При таком уровне инвестиций российская экономика никогда не сможет стать рыночной.
В результате действий олигархов возникают также фундаментальные вопросы о международных кредитных программах для России. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что ни одна страна не может пользоваться поддержкой международных финансовых институтов бесконечно. Эти деньги должны быть использованы на то, чтобы преодолевать краткосрочные кризисы ликвидности - но только до тех пор, когда эти кредиты можно заменить частным капиталом. Однако в Россию - во многом благодаря олигархам - частный капитал вряд ли вернется быстро - как российский, так и иностранный.
Признав эту реальность, западные лидеры должны пересмотреть условия, на которых они выдают кредиты России через такие институты, как МВФ или Всемирный Банк. В противоположность предложениям некоторых европейских лидеров и кандидатов в президенты США, условия эти должны быть привязаны не к событиям в Чечне, где у США не так много жизненно важных интересов, а к ситуации в России в целом, где у Америки очень много интересов. Во-вторых, условия эти должны быть такими, чтобы они помогали созданию среды, необходимой для возвращения капитала. Потенциальные инвесторы ценят макроэкономическую стабильность и ответственную фискальную политику, но очень часто они озабочены куда более простыми проблемами - например, как уберечь свои инвестиции от прямого разворовывания. Условием кредитования должно стать создание правительственных учреждений, необходимых для предотвращения такого воровства. Олигархи сделают все, что помешать глубоким структурным реформам, но такие реформы необходимы. Без них деньги налогоплательщиков будут потрачены впустую, а России придется вечно жить на международные пособия.
Нежелание или неспособность России ограничить хищничество олигархов поднимает серьезные вопросы не только о перспективах развития свободного рынка и власти закона в стране, но о самой российской демократии. С 1996 года олигархи держат под своим контролем Ельцина, все его правительства и политический процесс. К сожалению пока очень мало признаков того, что при Путине ситуация изменится.
Эти неудачи вряд ли могут удивить. Олигархи обладают огромной политической властью, у них есть деньги, контроль над средствами массовой информации, они прямым и непрямым образом принимают участие в принятии решений на всех уровнях правительства. Российские олигархи мудро вкладывали деньги. В 1996 году они финансировали избирательную компанию Ельцина, и были щедро отблагодарены за это. Потанин и Березовский получили высокие посты в правительстве. С 1992 по 1998 правительство возглавлял бывший глава Газпрома Виктор Черномырдин, о котором говорят, как об одном из самых крупных акционеров Газпрома и одном из самых богатых граждан России.
После отставки Черномырдина, олигархи сумели сохранить доступ к власти. Утверждают, что Березовский и Абрамович занимались финансовыми делами семьи Ельцина. Ходорковский постоянно участвовал в поездках премьер-министра - кто бы им ни был. Утвеждают, что он был на борту самолета, на котором в марте 1999 Примаков летел в Вашингтон, но на полпути развернулся и полетел обратно в знак протеста бомбардировкам НАТО в Косово. В сентябре 1999 Ходорковский вместе с премьер-министром Путиным ездил на экономический саммит в Новую Зеландию.
Кроме того, нефтяные олигархи защищают свои интересы при помощи высокопоставленных посредников. Человек Ходорковского, бывший менеджер высшего звена в ?Юкосе?, Сергей Генералов, с 1998 по 1999 был Министром топлива и энергетики. Агент Березовского Николай Аксененко до недавнего времени был первым вице-премьером. Другой человек Березовского, Александр Волошин, занимает пост главы администрации президента. Двое из заместителей Волошина близки к ТНК.
Преданность более мелких политиков обычно добывается при помощи взяток, подарков, ?щедрых пожертвований?. Излюбленная схема покупки лояльности правоохранительных органов заключается в дарении автомобилей. Утверждают, что ?Сибнефть? подарила 50 ?Лэндроверов? омской милиции.
Иногда выплаты производятся еще более прямолинейно. В Москве расследование уголовного дела можно остановить за 50 000 долларов. Российская судебная система испытывает точно такие же искушения. Если в деле фигурируют олигархи, судей как правило подкупают. Если это не удается, судей с опасными наклонностями отстраняет от дела продажное начальство.
Пока быстрого ослабления политического влияния российских нефтяных олигархов не наблюдается. Путин не подмел полы в Кремле. Напротив, первым же своим указом он восстановил Волошина в должности главы президентской администрации. Бывший президент СССР Михаил Горбачев обвиняет Волошина и Березовского в организации отставки Ельцина.
Деньги олигархов проникли во все крупные российские политические движения. Кроме того, олигархи предложили своих кандидатов на недавних парламентских выборах. А некоторые участвовали в них лично. Место в парламенте получил человек ?Юкоса? Сергей Генералов. Березовский, которому приписывается разработка плана стремительного взлета прокремлевского движения ?Единство?, представляет в парламенте Карачаево-Черкесию, Абрамович - Чукотку.
Интересы крупного бизнеса проникли в политические системы многих стран, в том числе и Соединенных Штатов, но в России политическое влияние олигархов во многом является результатом преступной деятельности. Кроме того, некоторые уникальные черты страны способствовали этому процессу. Одна из них, как указывает исследователь России Майкл МакФол, заключается в слабости партийной системы. В России не хватает настоящих политических партий. Есть лишь несколько неопределенных, плохо организованных коалиций вокруг одного-двух сильных личностей. Огромную роль играют отказы от судебных преследований по корыстным причинам. Гражданское общество пока не сложилось. Организации и группы, потенциально способные уравновесить влияние олигархов, пока слишком слабы. Рабочая сила неорганизованна; малый бизнес практически не существует; гражданские организации разочарованы и пассивны.
Необходимо отметить, что в России не хватает свободы прессы - не из-за правительственной цензуры, а из-за того, что олигархи контролируют большую часть основных средств массовой информации. Березовский контролирует телеканалы ОРТ и ТВ, газеты ?Независимая Газета?, ?Новые Известия? и ?Коммерсант?, журнал ?Огонек?. Потанин контролирует газеты ?Известия?, ?Комсомолец?, ?Русский Телеграф? и журнал ?Эксперт?.
Не удивительно, что в России не хватает независимых организаций и средств массовой информации, способных противостоять олигархам. В результате хищничества этих людей Россия лишилась большой части своего богатства, обеднели широкие слои общества. Основной показатель разброса величины заработной платы - коэффициент Джини - за последние годы удвоился.
Финансовая власть олигархов изменяет политическую динамику в стране и другими, менее очевидными путями. Например, она усиливает центростремительные тенденции. Как и во времена правления коммунистов, экономические ценности перетекают из регионов в центр и возвращаются в регионы в виде разнообразных трансфертных выплат. Только теперь получателями российских богатств и распределителями щедрых пожертвований становятся московские финансовые элиты, а не Кремль. В результате роль Кремля в российских регионах уменьшается.
Контроль олигархов над финансовыми потоками регионов выражается в патронаже над социальной инфраструктурой и в произвольных налоговых выплатах региональным властям. Инфраструктура привязана к принадлежащим олигархам предприятиям, в нее входят школы, больницы, места досуга. Поддерживая социальную инфраструктуру, олигархи покупают себе значительное влияние на местах.
Еще более важно, что размеры региональных налоговых отчислений больше не основываются на объективных критериях. Решения о них принимаются в ходе переговоров плутократов и губернаторов, многим из которых не хватает власти для того, чтобы усмирить непокорных олигархов.
Похожая ситуация сложилась и на федеральном уровне. То, что налоговые выплаты - если они вообще делаются - могут быть предметом обсуждения, говорит о силе олигархов и слабости государства. Подобные мероприятия угрожают не только развитию демократии в России. Они подрывают целостность Российской Федерации.
Несмотря на то, что добыча нефти в России за последние десять лет сократилась в два раза, страна все равно занимает третье место в мире в этой индустрии после США и Саудовской Аравии. Но теперь контроль над нефтяной промышленностью в России крепко держат в своих руках мошенники - плутократы, которые владеют производственными активами большего размера, чем латиноамериканские нарко-картели. Крупнейшие российские нефтяные компании, игнорирующие все международные правовые нормы, мало отличаются от полукриминальных группировок. В настоящее время по некоторым из нефтяных олигархов правоохранительными органами США и Европы заведены уголовные дела по статьям об отмывании денег, коррупции и мошенничества.
Преступления олигархов представляют угрозу не только мировому энергоснабжению. В той мере, в какой они выходят за пределы России, они бросают вызов верности Запада принципам закона.
Речь идет не только о финансовых злоупотреблениях. Старые олигархи невероятно безжалостны. Обычно те, кто встает у них на пути - даже министры РФ - получают в свой адрес угрозы. Утверждают, что менеджер высшего звена ТНК, участник конфликта ?Сиданко?-BP Amoco, махал пистолетом перед носом у мэра Нижневартовска. Судья, вынесший неблагоприятное для ТНК решение, был избит на улице.
В марте 1999 на машину одного из менеджеров нефтяной отрасли, связанного с западными инвесторами, было организовано вооруженное нападение. На его жизнь покушались уже второй раз, но в этот момент его самого в машине не было. Его телохранителю и шоферу повезло меньше: первый был убит, другой тяжело ранен. Схожая судьба поджидала генерального директора Омского нефтеперерабатывающего завода, самого крупного в России. За месяц до появления ?Сибнефти? его труп был обнаружен в реке. Говорят, что он противился присоединению завода к ?Сибнефти?. В сентябре 1995 человек, который управлял экспортом сырца в Ноябрьске, был посажен в тюрьму, но ему повезло, и через несколько месяцев он был выпущен на свободу. Никаких официальных обвинений ему так и не было предъявлено.
Что может сделать Запад перед лицом коррупции такого масштаба? Помимо изменения подхода к вопросам кредитования, необходимо ставить акцент на личностях. С российскими нефтяными олигархами нужно обращаться как с париями. Нужно лишить контролируемые ими компании доступа к международному капиталу. Их нужно лишить поддержки таких федеральных ведомств, как U.S.Export-Import Bank. Чтобы ограничить российскую преступность и коррупцию, правоохранительные органы США и Запада должны решительно вести дела, находящиеся в их юрисдикции. Так можно добиться того, что деньги, незаконно вывезенные в России, вернутся обратно. Так можно также воспрепятствовать превращению Запада в убежище для международной преступности и подтвердить верность Америки закону. Не только Вашингтон, Уолл-Стрит и Лондон должны отказывать олигархам в уважительном приеме и возможностей для самолегитимации - некоторым из олигархов вообще нужно отказать во въездных визах на Запад, зачем бы они туда ни ехали.
Статус парии должен оставаться до тех пор, пока олигархи не изменят своего поведения - или пока Путин не денационализирует мошеннические нефтяные компании страны. Принимая во внимание странные обстоятельства и значительность активов, США и заинтересованные организации должны активно поощрять и поддерживать денационализацию и деприватизацию на принципах отдельного рассмотрения каждого конкретного случая. В борьбе с олигархами Москва и Запад должны использовать все имеющееся в их распоряжении оружие. Если они не будут этого делать, этим займутся олигархи.
Ли С. Волоски ? эксперт в области международных отношений (International Affairs Fellow at the Council on Foreign Relations and Deputy Director оf the Council?s Economic Task Force)