Руководитель российских железных дорог Владимир Якунин может стать одним из возможных преемников Путина
Список утвержденных претендентов на место Владимира Путина в Кремле, когда он оставит президентский пост в 2008 году, не обязательно ограничится двумя кандидатами, играющими сегодня на передовой: первыми вице-премьерами Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым. В то время как два преемника решают повседневные вопросы в правительстве, другие доверенные лица президента занимают и укрепляют свои позиции во главе экономических и социальных структур, которые в случае необходимости могут стать трамплином для прыжка в большую политику. Среди персонажей, которые со временем способны претендовать на руководство государством, одним из наиболее достойных внимания является Владимир Якунин, президент ОАО "РЖД" с 2005 года.
Как Путин, Медведев и Иванов, 58-летний Якунин приехал из Санкт-Петербурга, где он получил высшее образование и занялся бизнесом после возвращения из США, где работал в дипломатическом представительстве СССР при ООН (1985-1991 годы). По утверждению еженедельника "Коммерсант Власть", на самом деле Якунин был сотрудником советской разведки под дипломатическим прикрытием. Если это действительно так, это обстоятельство еще больше сближает его с Путиным, который в то же самое время был шпионом в ГДР. Глава железных дорог часто сопровождает президента Путина в поездках и активно участвует в руководстве средствами сообщения в России.
В 1990-е годы Якунин входил в совет директоров гостиницы "Европа" в Санкт-Петербурге и Балтийского морского пароходства, руководил банком и работал вместе с Путиным, когда тот возглавлял комитет по внешним связям мэрии второго города России. В 1996 году он вместе с Путиным стал одним из основателей дачного кооператива "Озеро" под Санкт-Петербургом. В Москву он приехал в 2000 году в качестве заместителя министра транспорта и постепенно вырос до руководителя компании "РЖД", занявшей место министерства, отвечавшего за данный сектор.
Наиболее ярко характеризует личность Якунина его тесная связь с Русской православной церковью, а также руководство культурными организациями и форумами ("Центр национальной славы России" и "Фонд Святого Андрея Первозванного"), созданными после 2001 года с целью пропаганды и поддержки российской культуры и традиций, понимаемых с консервативных позиций. Якунин отстаивает образ России, сосредоточенной на себе самой, спокойной и толерантной, но не поддающейся вовлечению в глобализацию западного толка. Речь идет о неагрессивной, по крайней мере явно, России, претендующей на "евроазиатскую идентичность".
"Среди возможных кандидатов на президентский пост Якунин мог бы стать альтернативой либерализму и национализму и компромиссом с Западом", - отмечает работающий на него аналитик.
Основная международная платформа Якунина - мировой общественный форум "Диалог цивилизаций", основанный в 2002 году по инициативе России, Греции и Индии. Заседание этого форума проходило 13 и 14 марта в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где перед большой аудиторией религиозных лидеров и международных аналитиков Якунин поставил вопрос об "абсолютных и универсальных формах" человеческих ценностей и противопоставил плюрализм гуманистических концепций "европейскому гуманизму" Возрождения и Просвещения.
Якунин высказал мнение, что демократия не должна быть непременно похожа не американскую. По его мнению, формальная система прав и гражданских свобод должна способствовать реализации представлений о человеческом достоинстве, "присущих" различным цивилизациям. Чтобы удержать мир от сползания в область серьезных военно-политических конфронтаций, необходим диалог. Он не испытывает недостатка в экономических ресурсах, необходимых для стимулирования этого диалога. С 2003 года мировой общественный форум проводит ежегодные сессии на греческом острове Родос, а также на Кубе под патронажем Фиделя Кастро. Якунин также наградил бывшего президента Ирана Мохаммеда Хатами орденом Святого Андрея Первозванного.
ОАО "Российские железные дороги" - третья по величине государственная монополия после "Газпрома" и РАО ЕЭС. В 2006 году чистая прибыль российских железных дорог составила 25000 миллионов рублей (724 миллиона евро). Железные дороги, протяженность которых составляет 85,5 тыс. км, играют ключевую роль в разработке природных ресурсов Сибири и конкурируют в этой сфере с такими монополистами, как нефтепроводная компания "Транснефть".
В недавнем исследовании, оплаченном ОАО "РЖД", защищается идея транспортировки нефти в Китай по железной дороге. Поезда, в отличие от нефтепроводов, утверждают авторы исследования, позволяют создать сеть поставок населению, а также обеспечивают России большую, чем нефтепроводы, независимость в сфере регулирования энергетических поставок громадному и грозному восточному соседу.