Главного редактора российского издания журнала Forbes в среду признали виновным в клевете - речь идет о разбирательстве по поводу статьи о предприятии, которым руководит жена мэра Москвы.
Своим юридическим толкованием, которое, скорее всего, еще более ущемит журналистику в России, городской суд Москвы принял решение против Максима Кашулинского, но не за содержание статьи, а за публичные комментарии о диспуте вокруг публикации.
В радиоинтервью до выхода статьи Кашулинский заявил, что "Интеко", компания, которую контролирует Елена Батурина, жена мэра Москвы Юрия Лужкова, пыталась воспрепятствовать публикации материала и что, пойдя на это, компания нарушила российские законы.
"Интеко", занимающаяся преимущественно недвижимостью и строительством, подала иск в суд, запросив символическую компенсацию в 106 500 рублей (около 4 089 долларов), или по 1 рублю за каждый экземпляр декабрьского номера Forbes, вышедшего из печати с фотографией Батуриной на обложке. По оценке журнала Forbes, состояние Батуриной составляет 3,1 млрд рублей.
Кашулинский заявил, что подаст апелляцию, уточнив, что по российскому законодательству он не обязан выплачивать компенсацию, пока идет рассмотрение апелляции.
"Интеко" выступила с заявлением, в котором указала, что постановление суда доказывает, что усилия компании по защите своей деловой репутации были законными.
В статье о Батуриной говорилось о планах подготовки компании к предстоящему уходу ее супруга с поста мэра и выражалось мнение, что своим успехом Батурина обязана его общественному положению.
Еще до того как журнал поступил в печать, по словам Кашулинского, юристы "Интеко" пригрозили иском против Axel Springer, немецкого издательства, печатающего российскую версию Forbes. Axel Springer ненадолго задержал публикацию номера, выставив его на продажу только после угрозы Кашулинского уйти в отставку в знак протеста против задержки.
В разгар диспута Кашулинский дал интервью радиостанции "Эхо Москвы", в котором заявил, что угроза иска по стороны "Интеко" нарушает российские законы о СМИ и равноценна цензуре.
После появления журнала в продаже - с однодневной задержкой - "Интеко" подала в суд и на Axel Springer, и на Кашулинского лично, заявив, что его комментарии по радио представляют собой клевету.
"Интеко" также добивается выплаты той же символической суммы в 106 500 рублей от Axel Springer за эту статью, которую она называет клеветнической. Это дело еще не поступило на рассмотрение суда.
Эту тяжбу считали проверкой независимости русскоязычных версий международных журналов. Такие глянцевые издания - это крупный бизнес на быстрорастущем потребительском и рекламном рынке. Cosmopolitan, Newsweek, Esquire и другие журналы выпускают русскоязычные версии, в которых представлен как международные, так и местные материалы.
Усилия по откровенному освещению деятельности крупного бизнеса в России - особенно деликатный вопрос. В 2004 году на московской улице был застрелен предшественник Кашулинского, Пол Хлебников. Власти связали его убийство с журналистскими расследованиями, которые он вел, однако это дело до сих пор плутает в коридорах российских судов.