Чечня - область Европы, наиболее сильно разоренная войной за последние шесть десятилетий, пишет The Christian Science Monitor, но всего за несколько лет она поразительным образом возродилась из руин. "Примечательно, - пишет журналист Фред Уэйр, - что этого практически не заметили на Западе, где Грозный все еще ассоциируется с "лунным пейзажем" разрушений".
Сегодня благодаря многомиллиардной (в пересчете на доллары) помощи Кремля в Грозном есть широкие проспекты, роскошные бутики, новые небоскребы, высотные жилые дома, современный аэропорт, а также мечеть Ахмада Хаджи Кадырова, слывущая крупнейшей в Европе.
Но, по мнению экспертов, за это дорого заплачено. "Теперь Чечня - почти суверенное государство внутри российского государства; то, что там происходит, было бы невозможно в любой другой части России. Поразительно, что Кадыров может абсолютно независимо принимать решения, хотя одновременно он полностью зависим от Кремля в финансовом плане", - говорит Сергей Арутюнов (Институт этнологии и антропологии, Москва).
Сепаратисты и исламисты по большей части разгромлены. "Но полицейское государство, созданное Кадыровым, все еще господствует", - пишет Уэйр. По словам правозащитников, продолжаются исчезновения политических критиков, пусть реже, чем раньше, а культ личности Кадырова не оспаривается публично.
Вразрез с конституцией России Кадыров, по некоторым сведениям, постарался ввести шариат, пишет газета, упоминая о дресс-коде для женщин, "поощрении полигамии" и "прощении за так называемые убийства во имя чести". "Сегодня в Чечне единственный закон - то, что назовет законом Кадыров", - говорит Татьяна Локшина из Human Rights Watch.
Также по теме:
Исламское возрождение в Чечне становится не столь уж добровольным делом (USA Today)