Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 ноября 2002 г.

Оливер Беркерман | The Guardian

Неудачная экспансия "Бигмака"

Согласно "Теории предотвращения конфликтов", предложенной обозревателем газеты New York Times Томасом Фридманом в середине девяностых, те страны, в которых есть хотя бы одно кафе "Макдональдс", никогда не воюют друг с другом. Это значит, что в текущем месяце обстановка на Земле стала гораздо опаснее - зарегистрированная в Иллинойсе компания, де факто представляющая собой правительство мира, объявила, что полностью прекращает свою деятельность в трех государствах Ближнего Востока и Латинской Америки. О каких именно странах идет речь, не уточняется.

Всего "Макдональдс" закрывает 175 кафе в десяти странах и сокращает количество сотрудников на 600 человек. Могут быть закрыты шесть отделений в Лондоне. Тем не менее 175 кафе - это не более чем ложка жира в глубокой сковородке. В мире в настоящее время открыто 30 000 "Макдональдсов". В течение многих лет компания ежегодно открывает сотни новых кафе. В 1996 г. на планете появилось целых 2000 "Макдональдсов". В 2002 г. будет открыто лишь 600 новых отделений.

Однако Эрик Шлоссер, специалист в сфере общественного питания, считает, что "Макдональдс" - очередной пример того, насколько опасны могут быть имперские амбиции. "Они росли слишком быстро, как Британская Империя. Их огромные размеры за рубежом на самом деле были лишь маскировкой. У компании много проблем. Если поставить на карте по флажку на каждый "Макдональдс", то картина выходит впечатляющая. Однако расширять деятельность в Куала-Лумпур сложнее, чем в Сан-Диего. Вы не просто открываете кафе. Вы создаете целую инфраструктуру, целую систему поставок".

Шлоссер говорит, что пока компания отчаянно пыталась произвести впечатление на акционеров своими экспансивными планами, объемы продаж в уже открытых кафе перестали расти. В 2000 г. количество клиентов впервые осталось прежним.

"Я надеюсь, что будущие историки, - пишет Шлоссер в предисловии к своей книге "Нация быстрого питания", - будут считать американскую индустрию быстрого питания пережитком ХХ века с набором установок и убеждений, сложившихся после войны на юге Калифорнии и основанных на безграничной вере в технологию. Эта индустрия быстро распространилась по всей планете, недолгое время процветала, а потом, когда стало понятно, чего все это на самом деле стоит, когда эти представления устарели, начался спад".

В наше время, когда одним из самых больших достоинств является предприимчивость, эта корпорация превратилась в гигантский, громоздкий бюррократический аппарат. В наше время, когда больше всего ценятся инновации, она продает блюда, которыми питался рабочий класс во времена Эйзенхауэра, хотя со времен Эйзенхауэра прошло уже несколько десятилетий. В стране, где любой магазин и любое кафе пытается предложить безграничный - или кажущийся таковым - выбор товаров, "Макдональдс" с самого начала придерживался альтернативного принципа: "Вы будете есть то, что вам дадут".

"Людям надоела эта еда. Кроме того, появилось много альтернативных способов быстро поесть, - сказала Барбара Хэйбер, историк, специалист по американской кухне. - Раньше их преимущество состояло в том, что они всегда и везде предлагали одно и то же".

Дженнифер Паркерр Талвар, социолог Университета Пенн в Филадельфии, четыре года брала интервью у сотрудников кафе "Макдональдс" во всем мире. По ее словам, в 1984 г. в Мехико "в "Макдональдс" ходили представители элиты, чтобы подчеркнуть свой статус. Точно также было в Дели. Но теперь все изменилось". Некоторые индийские кафе даже отказались от легендарного однообразия.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru