Сотрудники некоммерческого продемократического благотворительного фонда "Открытая Россия", созданного находящимся в тюрьме нефтяным миллиардером Михаилом Ходорковским, пришли октябрьским утром на работу и обнаружили у здания милицейский автобус и два микроавтобуса с надписью: "Генеральная прокуратура".
Следователи высыпали из машин и оцепили здание. Представители власти заявили, что ищут свидетельства отмывания денег. Однако директора фонда полагают, что стали мишенью по другой причине - из-за борьбы за независимость электората и свободу прессы.
Спустя 10 часов сыщики уехали, забрав с собой все данные с компьютеров фонда и пять мешков с документами.
Но вряд ли они могли найти что-то новое. "Открытая Россия", один из инструментов кампании Ходорковского по борьбе с репрессиями, за последние два года была объектом 21 государственной проверки.
"Налоговые проверки. Проверки министерства юстиции. Проверки социального фонда. Проверки министерства труда. Все, кто может хоть кого-то проверять, приходили проверять нас", - заявила директор программ Ирина Ясина.
Затем власти пустили в ход тяжелую артиллерию. В среду российский парламент должен рассмотреть законопроект, который значительно усилит правительственный контроль над 400 тыс. фондов и установит новые ограничения, способные вывести из игры "Открытую Россию" и сотни других организаций.
Многие аналитики называют законопроект краеугольным камнем стратегии Кремля, направленной на взятие под контроль практически всех уровней общественной жизни. Многим видится возврат к советским временам в централизации власти президента Владимира Путина над парламентом, СМИ, судами и региональными правительствами. Предлагаемый закон добавит к этому списку один из последних независимых секторов общественной жизни - гражданские институты.
Главной мишенью являются финансируемые Западом неправительственные организации, выступающие за демократию, которые, по мнению Кремля, провоцируют неповиновение в духе "оранжевой революции".
Миллионы долларов, выделенные американским Агентством международного развития в виде грантов организациям, выступающим за демократию и эффективное управление, уже были удержаны в соответствии с инструкциями, регулирующими освобождение от налогов.
В сентябре бывшему директору московского отделения американского Национального демократического института не разрешили въехать в страну. Ее впустили лишь после вмешательства американского посольства.
"Новый законопроект об НПО направлен против того, что считают "революционной деятельностью", и предполагаемой роли западных организаций в общественных протестах и народных революциях", - заявил Юрий Джибладзе, директор московского Центра развития демократии и прав человека, получающего примерно треть финансирования от USAID Европейского союза.
По мнению аналитиков, в России не смогут работать столь разные организации, как Human Rights Watch, Национальный демократический институт, многочисленные экологические группы и организации, помогающие в борьбе со СПИДом.
"Очень сомнительно, что по этому закону мы сможем зарегистрировать свое представительство в какой-либо форме", - заявил Дидерик Ломан, исследователь Human Rights Watch, зарегистрированной в Нью-Йорке.
За пределами России многие считают законопроект возвращением к изоляционизму в тот момент, когда России предстоит стать председателем "большой восьмерки".
Но авторы законопроекта утверждают, что он направлен против компаний, пытающихся отмывать доходы, экстремистских группировок и иностранцев, стремящихся дестабилизировать политическую ситуацию.
Например, закон позволил бы властям ограничивать деятельность зарубежных экологических организаций, работающих вблизи секретных военных объектов, заявил Александр Чуев, заместитель председателя парламентского комитета по неправительственным и религиозным организациям.
"Я не удивлюсь, если большинство сотрудников этих организаций действует в интересах других стран", - заявил Чуев.
Закон также запретит иностранцам, не имеющим вида на жительство, работать в НПО, а иностранные организации не смогут работать в России, если не перерегистрируются как местные организации.
"Открытую Россию" могут закрыть в соответствии с положениями, запрещающими осужденным преступникам и людям, подозреваемым в отмывании денег, создавать НПО: в этом году Ходорковского осудили за мошенничество и неуплату налогов, против него также начато расследование по подозрению в отмывании 7 млрд долларов.
Но руководители "Открытой России" считают, что интерес властей к организации связан с ее выступлениями за демократическое общество. "Мы пытаемся пробудить в людях стремление узнать альтернативную точку зрения", - заявила Ясина.
Правозащитная организация "Мемориал", резко критикующая злоупотребления правоохранительных органов и военных, тоже стала мишенью. Она подверглась целому ряду налоговых проверок. "Они находились здесь бесконечно, им давали все, что они просили, потом они приходили снова", - сказал председатель "Мемориала" Олег Орлов.
Теперь организация ожидает, что она получит большие претензии по якобы недоплаченным налогам.
Власти обвиняют финансируемые Западом НПО в том, что они мобилизовал студенческие организации и активистов, которые за последние три года свергли три постсоветских правительства.
"Не думаю, что кто-то пытается продвигать "оранжевую революцию" в России, - сказала Кэтрин Огуд из американской организации Freedom House, финансирующей стажировки российских студентов в европейских аналитических центрах и НПО. - По-моему, главная цель иностранных НПО - укрепление гражданского общества в России".
Странным образом правящая партия "Единая Россия" в пятницу добилась выделения 17,4 млн долларов на финансирование НПО, способствующих развитию гражданского общества и демократии в других странах, но не в России.
"В ряде стран нарушаются права человека, в том числе в ходе "оранжевых революций", и Россия намерена проводить четкую политику в этой сфере", - заявил Владимир Пехтин, заместитель главы фракции правящей партии в парламенте.
Президент Буш поднял вопрос об НПО во время встречи с Путиным в пятницу в Южной Корее, но советник по национальной безопасности Стивен Хэдли отказался сообщить подробности. "Это конфиденциальная дискуссия двух лидеров; бывают вопросы, которые продуктивнее обсуждать не на глазах у публики", - заявил Хэдли.
Члены НПО требуют от США твердости.
"Может быть, демократию можно отложить, поскольку двум странам надо обсудить более важные вопросы, - заявил Андрей Кортунов, президент фонда "Новая Евразия". - А может быть, они считают, что келейность лучше. Как кто-то сказал мне, никого ведь не сажают. Ничего апокалиптического пока не произошло. Еще нет повода выводить тяжелую артиллерию".