Если бы юстиция была частью индустрии развлечений, английская судебная система должна была бы сама себе устроить овацию за то, что залучила к себе тяжбу Березовского с Абрамовичем, полагает обозреватель Financial Times Джонатан Форд. Судебный процесс стал "окном" в увлекательную жизнь постсоветской олигархии, поясняет он.
И все же в этой тяжбе есть нечто омерзительное, считает Форд. Неужели у Высокого суда нет более достойных занятий? "Должен ли английский суд заслушивать дело о том, каким образом российские граждане распоряжались активами в России?" - вопрошает автор. Он сомневается, что в России такой иск мог бы рассматриваться в суде, поскольку российское законодательство не признает тип делового партнерства, описанный Березовским в иске.
Собственно, Березовский утверждает: он заключил с Абрамовичем устную договоренность о том, что сделка будет регулироваться английским правом. "Если это уже кажется натяжкой, то показания Березовского в зале суда, противоречащие его письменным свидетельским показаниям, лишь усугубляют "притянутость за уши", - говорится в статье.
Вдобавок тяжба вообще выглядит некрасиво: Высокий суд Англии потратит несколько месяцев "на урегулирование спора о доходах, которые трудно назвать законными", пишет автор. "Закон, по которому была разрешена приватизация "Сибнефти", возможно, и был правомерным. Но его исполнение на практике - ничуть", - говорится в статье.
Задумайтесь также, какие "нравственные сальто через голову" придется проделать судье, чтобы решить дело в пользу Березовского. "Он сам сознался, что в 1990-е годы выводил колоссальные деньги из "Сибнефти", имевшей листинг на биржах: забирал больше денег, чем имел право номинально, как акционер (были годы, когда его "дивиденды" превосходили прибыль компании, хотя его "доля" составляла всего 25%)", - говорится в статье.
Аргументы защиты Абрамовича - утверждения, что он платил Березовскому за krysha - тоже весьма скользки с точки зрения этики и юриспруденции.
Правда, Березовскому больше негде добиваться справедливости - он изгнан из России и вряд ли может искать справедливости в Москве. "Но его право на справедливое рассмотрение дела не может аннулировать все другие претензии к данной тяжбе", - считает автор.
Громкие дела между россиянами в Лондоне "делают хорошую кассу" и радуют юристов. "Но английские суды - не часть индустрии развлечений, их не следует сдавать русским под улаживание споров XV века", - заключает автор, подразумевая, что адвокат Абрамовича сравнил Россию конца XX века с Англией XV-го.