США считают, что программа обогащения урана, начатая Северной Кореей, аннулирует соглашение от 1994 года, согласно которому Пхеньян брал на себя обязательство приостановить все работы по созданию своего ядерного оружия. "Северные корейцы сказали нам, что они рассматривают соглашение 1994 года как утратившее силу. Соглашение, которое одна сторона считает утратившим силу, является в известном смысле утратившим силу", ? заявил госсекретарь США Колин Пауэлл, выступая 20 октября на телеканале Fox News.
Тем не менее о последствиях этого факта ничего сказано не было. Американские представители воздержались от заявлений о намерении прервать поставки нефти (объемом в 500 000 тонн в год) и прекратить помощь, оказываемую Пхеньяну в строительстве двух реакторов на легкой воде для покрытия дефицита энергии, подрывающего северокорейскую экономику.
Бесспорно, эти намерения вписываются в кампанию дипломатического давления и согласования, объявленную Вашингтоном. Помощник госсекретаря США по этому региону Джеймс Келли, и заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями Джеймс Болтон 17 и 18 октября прибыли в Пекин, откуда начали турне по столицам заинтересованных стран. Д.Келли отправился в Сеул и Токио, в то время как Д.Болтон избрал своим маршрутом Москву, Лондон и Париж. 25 октября президент Джордж Буш будет говорить об этом с китайским коллегой Цзян Цземинем на своем ранчо в Техасе, а затем ? с южнокорейским и японским лидерами на саммите АПЕК (Организации по экономическому сотрудничеству в азиатско-тихоокеанском регионе), который откроется в Лос-Кабосе (Мексика) на следующий день.
В программах контроля и оказания помощи Северной Корее участвуют США, Южная Корея, Япония и страны Европы, поэтому их реализация не может быть поставлена под вопрос без предварительного согласования. Во всяком случае, отношение американского правительства к северокорейской проблеме сильно отличается от позиции, которой оно придерживается в отношении Ирака. Объясняют это тем, что пхеньянский режим очень ослаблен провалом своего экономического курса и поддается нажиму, который в случае Ирака оказался неэффективным.
Информация о северокорейской ядерной программе все еще довольно скудна. Хотя о существовании такой программы Д.Келли заявил еще во время визита в Пхеньян 3?5 октября, эта сенсационная новость была распространена лишь вечером 16 октября.
Председатель сенатской комиссии по разведке Роберт Грэхэм заявил, что узнал об этом из газет. Министр обороны Франции Мишель Альо-Мари, находившийся в Вашингтоне 16?17 октября, был информирован об этом лишь во время своего визита. "Американцы поделились с нами своими подозрениями, но до сегодняшнего дня они не говорили нам о признании северных корейцев", ? заявил он 17 октября после встречи с министром обороны США Дональдом Рамсфельдом. Советник президента Джорджа Буша по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс заявила в воскресенье в интервью телеканалу СВS, что "многие члены администрации" информировали об этом конгрессменов, но последние этого не подтвердили. Заявление Р.Грэхэма, сенатора от демократической партии, напротив, служит тому опровержением. К.Райс пояснила также, что после признания северных корейцев Дж. Буш спросил своих министров и сотрудников, какие конкретные действия они могут предложить, и получил эти предложения лишь 15 октября. К.Пауэлл заверил, что исполнительная власть не "играла в политические игры" в данном вопросе и что он не хранил тайну из желания избежать сложностей в конгрессе в условиях, когда палата представителей и сенат обсуждали резолюцию, разрешавшую Дж.Бушу использовать силу против Ирака.
Некоторая неловкость ощущается как в вопросе о корейском признании, так и в вопросе о роли, которую отводят в этом деле Пакистану пожелавшие остаться неизвестными представители США, процитированные "Нью-Йорк Таймс". Президент Пакистана генерал Первез Мушарраф назвал статью в этой газете "голословной".
Цель Вашингтона в Северо-Восточной Азии ? прийти к согласованной позиции по Северной Корее с тремя заинтересованными странами. В Пекине, Сеуле и Токио Д.Келли напомнил о стремлении США решить северокорейский ядерный вопрос "мирными средствами", потребовав от Пхеньяна "немедленно" и "зримым" образом положить конец своей программе обогащения урана. Но непохоже, что США в данный момент смогут добиться от двоих своих союзников ? а тем более от Китая ? того "максимального международного нажима", которое они хотели бы оказать на Пхеньян.
Хотя между союзниками Вашингтона, безусловно, существует консенсус относительно опасности ядерного вооружения Северной Кореи, которое может резко изменить стратегическую ситуацию в регионе, Сеул и Токио, судя по всему, собираются действовать более осторожно, чем хотелось бы Вашингтону. Местные аналитики в целом, видимо, проявляют меньше тревоги, чем американцы, по поводу опасностей, которые несет в себе северокорейская ядерная программа, видя здесь прежде всего предмет торга.
Со своей стороны южные корейцы, как и предполагалось, возобновили в воскресенье переговоры на уровне министров о сотрудничестве между двумя странами. Решение об этом было принято еще до "ядерного признания" Пхеньяна. На переговорах в Пхеньяне, которые продлятся четыре дня, южные корейцы потребовали от своих собеседников отказаться от ядерной программы и начать диалог с США. Однако Сеул заявил о своем намерении продолжать политику сотрудничества с Северной Кореей и, видимо, в настоящее время будет стремиться не раздражать Пхеньян.
Конечно, Южная Корея располагает средствами нажима на КНДР: межкорейское сотрудничество и торговые связи между двумя странами составляют один из немногих источников поступлений Северной Кореи в твердой валюте. Кроме того, вместе с Японией она является основным финансовым донором международного консорциума KEDO, занимающегося строительством на Севере двух ядерных электростанций на легкой воде в рамках соглашения 1994 года. Как пишет местная пресса, Япония может предложить на время заморозить реализацию этого проекта.
Пока что Токио собирается потребовать от Пхеньяна соблюдения соглашений о нераспространении ядерного оружия в ходе переговорах о нормализации двусторонних отношений, которые возобновятся 29 октября в Куала-Лумпуре. В качестве рычага давления будет использована и значительная экономическая помощь, которую Япония окажет КНДР сразу же после установления дипломатических отношений.